Наши герои идут в огонь и мчатся через пески
В семье Олега Зверева, начальника отдела десантирования ФБУ «Авиа-лесоохрана», из праздников больше всего любят Новый год. Это один из тех редких случаев, когда все домашние собираются за одним столом.
С весны до глубокой осени глава семьи занят по горло — проводит занятия по пожарной подготовке и парашютному делу, принимает и готовит материальную часть к очередному горячему сезону. А как только сходит снег и высыхает прошлогодняя трава, начинают гореть леса по всей необъятной России. Ну а тушить летят Зверев и его десантники. Их выбрасывают посреди тайги и оставляют один на один с огнем. Такая у них работа.
— С огнем, конечно, не шутят, но и бояться его нельзя, — говорит Зверев. — Первым делом надо точно оценить направление и силу ветра. Самое страшное в тайге — это верховой пожар, когда огонь идет по макушкам хвойных деревьев. Тут спасти от большой беды может только встречный пал, защитная полоса. Вот для ее сооружения и бросаем все силы и используем все подручные средства — от детонирующего шнура до топоров и лопат.
Минувшим летом пожары особенно свирепствовали в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае. В 2007 году после очередной реформы в десятки (!) раз сократили штат лесников, называется, «сэкономили». И тайга в прямом смысле слова стала непроходимой. Вот посреди этого бурелома и встают пожарные вдоль защитных полос со своими топорами и лопатами, как пограничники на последнем рубеже. Один на один с огнем.
— В любой обстановке должен быть обеспечен отход людей, — продолжает мой собеседник. — Для оценки ситуации используем квадрокоптеры и беспилотники...
Он говорит про пожары буднично. На самом деле работа огнеборцев-десантников связана с огромным риском. Пару лет назад Зверев вместе с читинскими коллегами тушил пожар, когда вдруг поднялся ветер, и верховой огонь грозил вот-вот перекинуться на соседний массив. Им с напарником пришлось работать в самом пекле. Когда вернулись на базу, пришлось выбрасывать защитную экипировку — та оказалась прожженной во многих местах. А ведь под этой экипировкой — обыкновенный человек из плоти и крови.
А взять работу на так называемых неподготовленных площадках, когда лес стоит сплошной стеной и приходится приземляться прямо на деревья. Зверев говорит, что сложнее всего было нынешней осенью тушить пожар в горной Бурятии, где они с неподъемным снаряжением карабкались по скалам. Сверху снег сыплет, внизу дождь. Ступаешь осторожно, чтобы задетый камень не упал вниз, на голову напарника...
На этой работе остаются только сильные телом и духом люди, способные неделями жить в глухой тайге. В свое время Олег, работая начальником отделения на Урале, сам установил жесткий отбор кадров. Конкурс тогда был — 15 человек на место. Брал только лучших, когда убеждался, что с таким можно пойти хоть в разведку. К слову, сегодня воспитанники Зверева трудятся начальниками отделений в Ханты-Мансийском округе и Пермском крае.
...За новогодним столом соберется большая семья Зверевых: у Олега с супругой аж пятеро наследников: двое мальчишек и три девочки. Старший, Лева, который перешел во второй класс, уже твердо решил стать, как папа, пожарным-десантником. А у Деда Мороза в этот раз он попросил не игрушку, а кое-что посущественнее: пусть отец наконец возьмет его в тренировочный полет, чтобы прыгнуть в тандеме на парашюте...
Михаил Веллер в рассказе «Живы будем — не помрем» так описал чувства своего героя-пожарного: «Небрежной развалочкой проходил теперь Саша по тротуарам города, глядя поверх голов. Лелеемый знак касты проявился в нем: его уделом было единоборство между огнем и смертью, и победа ему была по плечу. Ему было за что уважать себя...»
Гонщикам «Дакара» подарили новогоднюю ночь
Российские участники знаменитой многодневной гонки «Дакар» готовятся отмечать сразу два юбилея: 40-летие ралли и 30-летие команды «КамАЗ-мастер». А победитель последней гонки Эдуард Николаев сказал нашему корреспонденту, что есть еще одно приятное событие: Новый год они впервые за долгое время встретят не на трассе, а в семейном кругу.
«Передайте читателям «Труда», что наша команда в Дакаре сделает все, чтобы не обмануть их ожиданий, — попросил Эдуард. — К предстоящему ралли мы готовились весь год. Совершенствовали двигатели, укрепили подвеску. А недавно провели отличную недельную тренировку в пустыне Марокко. Гонка в Южной Америке тоже начинается в песках. Постараемся захватить лидерство с первых этапов... Это прекрасно, что впервые организаторы «Дакара» позволили участникам гонки встретить Новый год дома. На этот раз посидим как люди, не у костра под пальмой, а возле елки, рядом с женой и дочуркой. И на столе обязательно будут пельмени, которые все мы просто обожаем. Само собой, поздравлю родителей, за нашу победу и мир во всем мире подниму бокал шампанского. Но только один!»
Итак, наши гонщики готовятся к встрече Нового года, а машины уже отправились через Атлантику на пароме. Команда уже вечером 1 января вылетает в Перу. Гонка стартует накануне православного Рождества в Лиме. Оттуда им предстоит путь в 9 тысяч километров до аргентинской Кордовы.
Шансы наших на КамАЗах, как обычно, самые высокие. На старт выйдут четыре наших грузовика. Кроме Николаева это экипажи Айрата Мардеева, Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. Все опытные мастера, брали призы на разных этапах. Так что на «Дакаре» нашу сборную соперники опасаются, а организаторы уважают. Все как всегда.