Виктор СИМОНОВ прославился на весь мир после совместных путешествий на пару со знаменитым Федором Конюховым. Он отвечал за подготовку собачьей упряжки на протяжении всей тысячи километров на маршруте Шпицберген — Северный полюс — канадский остров Уорд-Хант. Это была первая в истории столь сложная экспедиция, когда людям удалось не потерять ни одной собаки. Всего же Симонов покорял Северный полюс более 20 раз — и неизменно на собачьих упряжках. Да и в обычной жизни Виктор далеко от четвероногих друзей не отходит: он директор питомника ездовых собак и один из руководителей отечественной Федерации ездового спорта.
Мы выращиваем две породы: чукотская ездовая и сибирский хаски. На них с Федором и ходили в Гренландию. Кстати, гренландские лайки, с которыми Руаль Амундсен достиг Северного, а потом Южного полюса, являются потомками чукотских лаек, которых пару веков назад привезли в Гренландию.
— Лайки разных пород отличаются не только характером, но и ценой. Почем будет чукотская ездовая?
— От 20 до 60 тысяч рублей. По экстерьеру и красоте она уступает хаски и другим лайкам. В Москве чукотскую лайку не встретишь — не пользуется спросом у горожан. Чукотская ездовая — аборигенная собака. Она стайная, а хаски, как и другие лайки, — индивидуалисты. У нас с Федором во время арктической экспедиции было 10 чукотских лаек и хаски, парочка. Когда переходили трещины, я сначала перебрасывал собак, а потом уже мы перетаскивали оборудование. И всегда на той стороне 11 собак сбивались в кучу, и только кобель хаски ждал нас в отдалении от остальной своры.
— Какова максимальная скорость собачьей упряжки? И сколько она может пройти за сутки?
— Более 30 км в час она может развивать, волоча за собой тяжелые сани. Человеку не угнаться, особенно в шубе и меховой обуви. Теперь понятно, почему Дед Мороз ездит на оленях? Они медленнее, а старики не любят быстрой езды. В сутки лично я с собаками проезжал более сотни километров — и так много дней подряд. Вполне рабочий ритм для хорошей упряжки.
— При каких температурах собака может спать на снегу?
— Мои спали при минус 50. И на холодном ветру даже нор не рыли.
— У Джека Лондона в «Зове предков» погонщики собакам тапочки делали. А вы?
— Мы с Конюховым запасли тысячу тапочек на нашу экспедицию, но ни одной пары псы так и не износили. Потому что повреждений лап почти не было.
— Насколько проза Джека Лондона о собаках документальна?
— Невероятных, вызывающих отторжение описаний в его произведениях я не встречал. Писатель хорошо изучил повадки и менталитет собак. Есть спорный эпизод в «Зове предков». Если собака уйдет в дикую природу, она вряд ли сможет выжить, поскольку не привыкла сама себе добывать еду. Так что ситуация, когда бывший домашний пес возглавил стаю волков, маловероятна.
— А эпизоды из художественной литературы, когда собака приносила еду голодающему хозяину или вытаскивала из воды тонущего ребенка, жизненны?
— Вполне. Есть породы собак, специально обученные спасению утопающих. Но и необученный пес попытается выручить хозяина, поскольку воспринимает его как члена своего выводка.
— Можно ли без применения силы обойтись в дрессировке?
— Все зависит от собаки. Среди ездовых путем селекции оставили только таких, с которыми всегда можно договориться по-хорошему. Применяем метод кнута и пряника. Но кнут — это лишь когда не дали пряник, а вовсе не побои. И погоняем мы собак только окриками, без затрещин.
— В энциклопедии написано: «Чукотская лайка является ездовой и охотничьей собакой». Это так?
— На охоте аборигены используют ее только для того, чтобы довезти тушу моржа или тюленя от полыньи до своего жилища. Навыки добычи зверя лайками большей частью утрачены.
— Чем кормите собак — в питомнике и в экспедиции?
— В экспедиции — сухим кормом, который можно купить в обычном магазине. Ежедневно к нему добавляли по 50 граммов меда и сливочного масла. А в питомнике рацион состоит на 2/3 из сырого мяса, остальное — сухой корм.
— Известный дрессировщик Вячеслав Стрельников говорил мне: собака, даже самая крупная и свирепая, признает хозяина своим вожаком раз и навсегда. А дрессированная обезьяна периодически пытается устроить «переворот»...
— Собаки тоже способны на такое, хотя и реже.
— Сука может быть вожаком в стае?
— Вполне может быть и вожаком, и лидером в упряжке. Они хоть и уступают в габаритах кобелям, изначально выносливее. Слабый пол — это точно не про них.
— В вашей экспедиции из 12 собак было лишь три дамы...
— А они между собой плохо ладят, возникают конфликты в упряжке. Зато дружба между кобелями — вполне обычное явление. Лидер в упряжке, как правило, не самый мощный в стае, но самый послушный. А мощных собак лучше ставить ближе к саням — так легче сдвинуться с места.
— Вожак вашей арктической стаи Черке показался мне добрым и флегматичным: незнакомые люди тискали его и даже засовывали пальцы в пасть. Как же он стал лидером?
— Он такой добрый только к людям. Но все собаки его боятся. Он тщательно следит за иерархией и ревниво относится к своему высокому статусу. Наши лайки так приучены: все люди для них — абсолютное добро. Но быть неагрессивными и слушаться, исполнять команды — это абсолютно разные вещи.
— Пастухи стараются своих собак скрестить с волками. С лайками такой номер проходит?
— Изредка лайки рожают волкособов, но ездовые собаки из них не получатся: они агрессивны и своенравны. Впрочем, в моей практике не было случаев, чтобы лайка закрутила роман с волком. Тот умен — он по запаху определит, что собака стайная, а к такой волк близко не подойдет.
— У собаки ум и выучка — разные понятия?
— Выучка у собаки идет от ума. Чем она умнее, тем быстрее выучит все команды.
— Люди часто ошибаются в понимании собачьей натуры?
— Когда обычные граждане впервые видят ездовых собак, они из добрых побуждений сразу стараются их накормить чем-то вкусненьким. А я им привожу в пример бегуна-марафонца, который должен быть поджарым. Иначе свалится на полпути. А вообще-то даже опытные собачники слишком «очеловечивают» своих питомцев. Тогда как даже моську, всю свою жизнь провалявшуюся на диване, надо воспринимать как животное, способное на агрессию.
— И как надо вести себя с незнакомой собакой, чтобы та не укусила?
— Во-первых, не бояться или как минимум не показывать страха. Во-вторых, если она неадекватная, лучше отойти подальше. Не пытаться погладить — этот жест она может воспринять как угрозу. Собака понимает не только слова, но и звуки, жесты, интонации. Одно и то же слово, сказанное с разными интонациями, она воспримет по-разному. Даже возрастную собаку опытный иностранный собаковод сможет довольно быстро обучить командам на новом для собаки языке. Но при этом желательно, чтобы набор звуков был похож на те, что были на прежнем языке. Недавно нам привезли взрослых лаек со Шпицбергена. За пару недель они освоили русские служебные слова. Не у каждого человека такое получится. Теперь мы с этими лайками говорим на одном языке.