События, произошедшие на Манежной площади 11 декабря, Следственный комитет квалифицировал по статье 212 Уголовного кодекса: "призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами".
Между тем совершенно вне правовой оценки остается националистическая подоплека случившегося, которая подпадает под действие уже другой статьи УК - 282-й.
Власти вообще не любят применять эту статью в подобных случаях, и на это у них есть свои резоны. Как выяснил "Труд", следствию обычно очень тяжело доказать, что в совершенном правонарушении имело место "возбуждение ненависти, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе" (статья 282).
Кроме того, применению данной статьи препятствует отсутствие опыта у следователей, а также необходимость проведения лингвистических экспертиз, требуемых судом для доказательств.
Дело в том, что доказать возбуждение вражды по какому-либо признаку можно, только проведя анализ высказываний или призывов подозреваемых лиц.
Как рассказал "Труду" высокопоставленный источник в МВД, этот анализ могут предоставить лишь небольшое число экспертов. "Обязательно нужно проводить лингвистическую экспертизу, иначе любой адвокат с легкостью развалит дело, - говорит сотрудник МВД. - А так как квалифицированных экспертов-лингвистов очень мало, к ним создаются колоссальные очереди". Поэтому, уверен собеседник газеты, так мало обвинительных приговоров по 282-й статье.
Действительно, даже если доказан факт насилия представителя одной национальности над представителем другой, то националистическую подоплеку еще нужно доказать, согласен адвокат из коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Алексей Тихомиров. "Для этого возбуждается уголовное дело по 282-й статье и уже в рамках этого дела проводятся лингвистические экспертизы высказываний подозреваемых", - сказал Тихомиров "Труду".
Еще одна причина, почему так редко применяется "русская статья" (по статистике, большинство осужденных по этой статье - русские), - нежелание делать из националистов героев.
"В России не развит институт адаптации бывших осужденных, поэтому крайне высок процент рецидива, - рассказывает адвокат Игорь Трунов. - И осуждение по 282-й чревато "второй серией": вышедшие на свободу будут чувствовать себя "профессиональными революционерами" и продолжат заниматься тем же самым".
То есть следствие порой намеренно пытается переквалифицировать деяния преступника, чтобы избежать укоренения преступности на почве национализма.
Порой разжигание межнациональной вражды не вменяется подозреваемым потому, что следователи предпочитают пойти более "простыми" статьями.
"Мало следователей обладают должным профессионализмом и опытом, чтобы доказывать состав преступления, предусмотренный 282-й, - говорит "Труду" один из следователей, который вел дело о межнациональных драках в армии. - Поэтому они просто квалифицируют насилие на почве национальной неприязни как, например, хулиганство или умышленное причинение вреда здоровью".
Получается, что для эффективной борьбы с национализмом нужно больше профессиональных следователей, а также больше практики по 282-й статье. Иначе суды и дальше не будут выносить обвинительных приговоров в делах, где межнациональная ненависть, казалось бы, налицо.
Февраль 2006 года. Директор Общества российско-чеченской дружбы Станислав Дмитриевский получил в Нижнем Новгороде 2 года условно за публикацию в газете обращения чеченских сепаратистов.
Апрель 2008 года. В Тольятти за распространение листовок в поддержку офицеров, убивших мирных чеченских граждан, приговорена к штрафу в 100 тысяч рублей журналистка Татьяна Гузаева.
Май 2008 года. В Воронеже приговорен к году условно лидер Национал-социалистического общества Дмитрий Румянцев за экстремистское выступление на митинге.
Февраль 2010 года. В Петербурге к 3 годам приговорен главред газеты "Русь Православная" Константин Душенов за статью, направленную на возбуждение национальной розни.