"Жигули" доставят бесплатно
Вместо отмены антикризисного решения (на что надеялись некоторые эксперты) глава кабинета предложил целый комплекс мер по поддержке отечественного автопрома. Главная цель всех этих мероприятий - увеличить сбыт автомобилей российской сборки.
Бастующим водителям Приморья Путин предложил пересесть на "Жигули". "Предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей на Дальний Восток, - заявил премьер на совещании по поддержке автопрома в Набережных Челнах. - Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из бюджета". Этой инициативой глава правительства фактически разбил главный аргумент приморцев, которые утверждали, что отечественные машины обходятся слишком дорого из-за транспортировки через всю страну. Между тем выравнивание цены на автомобили ВАЗ по России вряд ли удовлетворит Дальний Восток и подстегнет спрос на отечественные машины. Ведь за те же 300 тысяч рублей, которые стоят флагманские модели волжского завода Lada Kalina и Priora, во Владивостоке можно купить пятилетнюю Honda Civic или трехлетнюю спортивную Mazda RX-8. По качеству эти автомобили явно превосходят отечественные.
Льготные кредиты
Стимулировать спрос премьер предложил не только на Дальнем Востоке, но и в остальных регионах. "Важнейшая задача - восстановить потребительскую активность населения, - сказал Путин. - Нужно людей поддержать. Для этого предлагается субсидировать процентные ставки по трехлетним кредитам граждан на приобретение автомобилей". Субсидия коснется только отечественных автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей и составит две трети ставки рефинансирования (при нынешней ставке 13% это 8,66%). Отметим, стимулирование продаж льготной кредитной ставкой не новая практика. Крупнейшие автопроизводители давно компенсируют часть кредитной ставки из собственных средств, чтобы увеличить продажи своих моделей. В России, например, такие программы активно разворачивали Ford, Audi, Nissan. Однако если западный автопром компенсирует ставку из собственных средств, то отечественный возьмет деньги из бюджета. По предварительным подсчетам министра промышленности и торговли Виктора Христенко, по этой "акции" будет продано 150 тысяч машин, что обойдется бюджету в 6 миллиардов рублей. Другими словами, государство заплатит по процентам за каждого севшего за отечественную баранку 40 тысяч рублей. Льготные кредитные программы предложат крупнейшие банки, пользующиеся поддержкой государства. Возмещение средств они будут получать раз в квартал.
Несмотря на то что меры поддержки автопрома касаются не только отечественных, но и иностранных марок авто, производимых в России (Ford, Hyundai, Renault и другие), льготных ставок на них не видать: практически на весь модельный ряд цены превышают установленные 350 тысяч рублей.
Отказаться от импортных автомобилей Путин предложил и бизнесу, в первую очередь естественным монополиям и госкомпаниям. "Крупные частные компании тоже могли бы пойти на такой шаг", - порекомендовал премьер. Однако первыми на отечественные авто пересядут госструктуры - милиция, МЧС и прочие. Для дополнительного обновления парка Путин предложил выделить из бюджета еще 12,5 миллиарда рублей.
Сколько человек занято в отраслях, связанных с автопромом
Металлургия
1,5 млн.
Химическая промышленность
589 тыс.
Легкая промышленность
550 тыс.
Приборостроение
340 тыс.
Автопром
Более 360 тыс.
Всего
3 млн.339 тыс.
Автомобили до 400 тыс. рублей
Российские
Lada Priora 273-327
Lada Kalina 250-310
Lada Samara 220-240
Lada 4x4 247-285
"Волга" ГАЗ-311055 273-327
Lada Kalina 280-310
Российские "иностранки"
Ford Focus 351-371
Renault Logan 277-294
Hyundai Accent 299-392
Kia Spektra 310-400
Vortex Estina 379-399
Иномарки
Daewoo Matiz 185-275
Hyundai Getz II 292-400
Renault Symbol 338-380
Ford Fiesta 325-400
Ford Fusion 350-393