ЗАКОН ЗАЩИТИТ КАРТИНЫ ОТ ИХ ПРЕЖНИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Британские власти пошли на беспрецедентный шаг, чтобы избежать срыва российской художественной выставки в Королевской академии. Для обеспечения безопасности бесценных картин правительство согласилось ускорить принятие закона, который защитит их от конфискации или ареста.

Как вчера заявил министр по делам культуры, СМИ и спорта Великобритании Джеймс Парнел, закон о судах, трибуналах и исполнении их решений вступит в силу в начале января, то есть раньше намеченного срока. По его словам, часть шестая этого закона полностью отвечает требованиям, которыми российская сторона обусловливает проведение выставки. Вместе с тем Парнел подчеркнул, что и гарантий, предоставленных британским правительством еще 7 декабря, более чем достаточно для обеспечения сохранности работ, участвующих в экспозиции.
В юридическом отделе министерства корреспонденту "Труда" разъяснили, что сам закон был принят парламентом еще в 2007 году и должен был вступить в силу позже, в 2008-м. Однако теперь британские власти намерены ускорить его введение в силу специально для того, чтобы гарантировать безопасность российской художественной выставки. "Мы также застраховали коллекцию на случай утери или повреждений на сумму почти 900 миллионов фунтов стерлингов", - заверили в министерстве по делам культуры, СМИ и спорта Великобритании.
Конфликт по поводу проведения выставки в Лондоне возник после того, как глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой заявил о "невозможности признать достаточными гарантии неприкосновенности и возврата экспонатов выставки". Хотя, по мнению многих специалистов и коллекционеров, опасения Москвы вполне обоснованны: британские власти пытаются изобразить дело так, будто решение об отмене выставки объясняется политическими мотивами. Это связывают прежде всего с недавним решением Москвы о закрытии региональных представительств Британского совета в России. Правда, Форин оффис категорически отрицает какую-либо связь между отменой выставки и закрытием отделений Британского совета. В министерстве иностранных дел корреспондента "Труда" заверили, что слова Милибэнда "имели цель продемонстрировать контраст между поддержкой, оказываемой британцами российскому искусству, и ограничительными мерами по отношению к Британскому совету".
В редакционной статье "Таймс" происходящее именуется "культурными войнами". Газета считает, что британская сторона представила России достаточно гарантий, и отмечает, Москва в данном случае ищет оправдания для своего решения сорвать проведение выставки.
Однако так думают далеко не все. Теневой министр культуры, консервативный депутат парламента Хьюго Свайер придерживается мнения, что британское министерство культуры не проявило достаточной активности при подготовке выставки и именно оно виновно в возникновении этой кризисной ситуации.
Тем временем весь город оклеен плакатами со словами "Из России" на фоне "Танца" Матисса. В Королевской академии искусств на Пикадилли очень огорчены решением России. Ее сотрудники потратили два года на подготовку к этой выставке. Мне показали красочный каталог выставки, который предваряют приветствия президента Путина и премьер-министра Брауна. В кассе рассказали, что хотя билеты стоят довольно дорого, - 11 фунтов (22 доллара), их уже осталось совсем мало. Считается, что на этой выставке академия рассчитывала заработать не менее 5 миллионов фунтов (10 миллионов долларов) от продажи билетов.
КОММЕНТАРИЙ ИЗ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
Елена МАСЛОВА, зам. начальника отдела культурных связей с зарубежными странами Государственной Третьяковской галереи:
- Выставка "Из России..." продлится в Дюссельдорфе до 6 января. Пока наше Министерство культуры не дает разрешение на ее "гастроли" в Лондоне - ждут изменений в британском законодательстве, которые могут обезопасить ее пребывание там. Если англичане успеют уладить все юридические шероховатости, то в намеченные сроки выставка переедет к ним, а если нет, то 120 картин вернутся в Россию до лучших времен. В этом проекте Третьяковская галерея представлена 35 такими известными полотнами, как "Московский дворик" Поленова, "Купание красного коня" Петрова-Водкина, знаменитыми работами Левитана, Машкова, Татлина... Насколько я знаю, потомки русских коллекционеров Сергея Щукина и Саввы Морозова к нашей галерее претензий не предъявляли. И в мировой музейной практике я что-то не припомню случаев ареста имущества музеев по искам наследников. Вот разве что громкое дело двухлетней давности, когда в Швейцарии задержали 54 картины из Пушкинского музея. К счастью, это недоразумение быстро уладилось, и полотна благополучно вернулись в Москву. С тех пор Минкульт России стал строже подходить к гарантиям, которые предоставляются нашим гостевым выставкам на Западе. И строгости по отношению к Лондону в данном случае вполне оправданы.
10 НАИБОЛЕЕ ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН С ВЫСТАВКИ
О. Ренуар. "Портрет Жанны Самари"
П. Сезанн. "Гора Сен-Виктуар"
В. Ван Гог. "Портрет доктора Рея"
П. Гоген. "Ее зовут Вайраумати"
А. Матисс. "Танец"
И. РЕПИН. "Манифест 17 октября 1905 года"
В. Поленов. "Московский дворик"
К. Петров-Водкин. "Купание красного коня"
М. Шагал. "Еврей в красном"
В. Кандинский. "Композиция N7"