ЭХ, КАКОЙ БРИЛЛИАНТ РАЗМЕНЯЛИ...

Чудес не бывает. В жизни они, конечно, порой случаются, особенно в волшебную новогоднюю ночь, во что заставил нас поверить добрый, мудрый, веселый сказочник Эльдар Рязанов своим бессмертным фильмом "Ирония судьбы". А вот что касается кино, то столетняя история десятой музы неумолимо свидетельствует: все попытки сделать удачный римейк или продолжение шедевра, как правило, заканчиваются торжеством непосрамленного оригинала.

Не стала в этом смысле исключением и затея с фильмом "Ирония судьбы. Продолжение", который в атмосфере небывалой таинственности, почти полного отсутствия информации, но при этом в оглушительном количестве - 1050 копий - вышел вчера на экраны. Чуда, увы, опять, на мой взгляд, не случилось. Хотя авторы этого дерзкого проекта очень старались. И в первую очередь сценарист Алексей Слаповский, написавший, говорят, девять вариантов сценария, придумавший в итоге массу забавных коллизий и реплик, которые, словно праздничные блестки, рассыпаны тут и там по суровой холстине экрана.
Слаповский прихотливо соединил в экранном пространстве постаревших, погрузневших героев рязановского шедевра - Надю Шевелеву и Женю Лукашина - и их детей, увы, не общих. В итоге дети почти зеркально повторяют судьбы родителей, заново вычерчивая знакомый нам по прошлому фильму любовный треугольник. Только теперь вместо Жени Лукашина квартиру на питерской улице Строителей берет в осаду его сын Костя, тоже врач. Знакомую нам жилплощадь, а также свое сердце, до поры до времени стойко обороняет дочь Нади, тоже Надя. А вместо патологического ревнивца Ипполита на арене появляется разъезжающий на "Тойоте" удачливый менеджер "Билайна" по имени Ираклий, названный так в честь Ираклия Андроникова.
В ролях "родителей" заняты хорошо знакомые нам актеры из первого фильма - за исключением Лии Ахеджаковой, принципиально отказавшейся сниматься в продолжении. Согласившиеся стараются не ударить лицом в грязь, хотя с их морщинами, сединами и прочими следами прожитых лет сделать это нелегко. Да и роли у старой рязановской гвардии, скорее, служебные, символизирующие связь поколений, преемственность некой романтической традиции в нашем кино.
Поколение "детей" олицетворяют молодые звезды Константин Хабенский, Лиза Боярская и Сергей Безруков. Они тоже очень стараются. Хабенский поет под гитару "Если у вас нету дома..." почти так же хорошо, как это делал герой Мягкова. И состояние опьянения демонстрирует почти так же виртуозно, как и его экранный родитель. Юная Боярская завораживает такой же неземной красотой и почти такой же загадочностью, как и молодая Барбара Брыльска. Безруков почти так же неуловимо полусимпатичен-полунеприятен, как и очаровательный зануда Ипполит в исполнении Юрия Яковлева...
Словом, все почти так, как в старом добром фильме. И все не так. В искусстве очень часто и очень многое решают именно эти самые волшебные "почти" и "чуть-чуть". В "Иронии судьбы-2" зыбкая мера вкуса и таланта то и дело нарушается, и уже через полчаса становится заметно, что история скроена по чужим лекалам, что она не стала для режиссера, автора "Дозоров" Тимура Бекмамбетова "своей", "кровной", не напиталась дыханием жизни, подлинным вдохновением. Что это всего лишь клон, холодный гипсовый слепок с живого оригинала, еще помнящего теплую руку мастера.
В итоге волшебная предновогодняя кутерьма, которая царила в рязановском фильме, оборачивается в новой "Иронии судьбы" всего лишь будничной суетливостью. Завораживающая красота ночного Ленинграда подменяется эффектным коллажем из глянцевых картинок. Вместо ожидания чуда все ждут момента, когда можно будет выпить и откушать салата оливье. А вместо пронзительной истории любви нам рассказывают историю всего лишь необременительного романтического приключения.
Да, из новой картины ушло, выветрилось главное - таинство по имени любовь. Ею было буквально пропитано пространство рязановского фильма, ее тончайшие флюиды, неуловимые вибрации насыщали смыслом каждый взгляд, каждый жест героев, каждый взмах их ресниц. На наших глазах сначала робко зарождалось, потом постепенно крепло, расцветало это таинственное чувство, глубокое, как молитвенный звук колокола, ошеломительное, как внезапный солнечный удар. Этой лирической пронзительности, этой смертельной жажды любви в фильме нет, и никакими спецэффектами (говорят, в новой "Иронии судьбы" целых 843 компьютерных кадра) не заменишь. Хотя "картинка" и впрямь себе ничего.
ЭХ, КАКОЙ БРИЛЛИАНТ РАЗМЕНЯЛИ...
МНЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ
Что думают о новом фильме "Ирония судьбы. Продолжение" его первые зрители, которые уже вовсю обсуждают увиденное в глобальной сети, в том числе и на сайте "Труда".
Александр ИВАНОВ:
- Сходил на предпремьерный показ "Иронии судьбы. Продолжение" - если честно, мне понравилось! Да, много рекламы и спецэффектов, которые не понравятся пенсионерам, но дух Нового года присутствует. Выходя из кинотеатра, я услышал, как один студент сказал подруге: "Ничего интересного, даже не запомнилось ни одной шутки, не то что в первом фильме". Думаю, это несправедливо. Может быть, лет через 5 вся страна будет с удовольствием встречать Новый год с "Иронией судьбы-2", как сейчас это делает с комедией Эльдара Александровича. Дай только срок - запомнятся и крылатые фразы, и любимые эпизоды. Кстати, актеры мне понравились: и Хабенский, и Безруков, и все "старики", кроме, пожалуй, Брыльской, за 30 лет разучившейся играть. Видно, что режиссер мастеровит, сценарий актуален, продюсеры и PR подсуетились - чего еще надо для успеха?.. Как это они умудрились вставить современные спецэффекты? Особенно впечатлила сцена с поцелуем под бой курантов.
Paul:
- На предпремьерном фуршете мы гадали, разочарует ли фильм так, как и все бекмамбетовские "Дозоры"? С первых кадров расстроило огромное количество наглой и навязчивой рекламы. Когда же наши научатся делать это незаметно? Спецэффекты здесь ни к месту - зря деньги выбросили на ветер. Сюжет сначала тоже не воодушевил, но к середине стало интересно. Уже перестаешь морщиться от брендов автомобилей, сотовых телефонов, шоколадок, пива... Оказывается, это действительно продолжение с весьма закрученным и интересным сюжетом. Получилась добротная киношка со своими плюсами и минусами. Не буду комментировать то, что играли постаревшие актеры из первой "Иронии", но молодцы, что собрались все вместе. Вышел я из зала в хорошем настроении (что случается в последнее время не так уж часто).
Yapex:
- Не скажу, что жалею 400 рублей, потраченных на билет. Посмотреть один раз можно. Но как бы между делом. Создателям не удалось уловить атмосферу оригинала, но и свою собственную создать - тоже. Местами смешно. Но юмор посредственный, и цитировать его потом вряд ли станут... Жанр фильма определить так и не смог. Зачем было напускать столько интриги? Напряженная музыка. Может, это комедийный детектив? Вместо удивительной шутки судьбы - расследования и демагогия на тему, что такое любовь... Попсовости и гламура новой картине не занимать.
Лора Палмер:
- Фильм отличный, новогодний и добрый! Перед тем как идти в кинотеатр, почитала отзывы в интернете - ни одного доброго слова найти не удалось... Но все-таки решилась: пока сама не увижу, никого слушать не стану! И не жалею: хочется посмотреть этот фильм еще раз! Единственно, конечно, перегнули с рекламой, но думаю на это можно закрыть глаза, потому как в целом фильм оставляет самое приятное впечатление!
Уaroslav:
- Фильм превзошел ожидания и меня покорил! Спасибо всем создателям, не побоявшимся "покуситься на святое". Особенно Косте Хабенскому. Это его картина, другого актера на эту роль уже не представляю.
Alessandro Smirnoff:
- Этот фильм, словно пельмени XXI века. Больше половины фарша составляет соевый заменитель. Да к тому же генно-модифицированный. Вроде бы все то же, а на вкус не то... Зато прибыль, наверное, будет высокая, и кто-то неплохо набьет карманы на продаже подобной "духовной пищи". С нетерпением жду новый фильм Братьев Коэнов с Ксавьером Бардемом. Вот это действительно будет подарок на Новый год!
Valentina:
- Сидя в затемненном зале, все время невольно сравнивала с привычным до боли оригиналом Рязанова. Не разочаровалась. Хорошее кино для отдыха в задушевной компании.
Галина Г.:
- Одно слово - жесть! Какой-то плагиат "Иронии судьбы-1", а не продолжение. Нелепые спецэффекты. Нужны ли они в романтической комедии? Есть одна "Ирония", под которую 31 декабря салаты режут. На молодых Мягкова и Брыльску любо-дорого смотреть. Как жаль, что старики растеряли обаяние молодости... А Первому каналу совет: лучше бы 4-й "Дозор" придумали и сняли!
КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ:
"А С БАРБАРОЙ БРЫЛЬСКОЙ БЫЛ У МЕНЯ ИНТЕРЕСНЫЙ ЭПИЗОД ..."
- Я прекрасно понимал, в какую интригу ввязываюсь. Но мне это было интересно. Я сейчас в том положении, когда могу себе позволить выбирать материал, а сценарий новой "Иронии судьбы" мне очень понравился. Если бы мне предложили играть Ираклия, я бы тоже согласился, потому что мне это было бы тоже интересно. Мне кажется, что продолжение получилось достойным и не пошлым. Было много импровизации на площадке, а это очень важно.
Отношения со старшим поколением на съемках сложились у нас очень профессиональные. Мы же все занимаемся актерством. Интересно, что в этом фильме я играю сына Андрея Мягкова. Первые две роли, которые я сыграл в театре МХТ имени Чехова - Зилова ("Утиная охота") и Турбина ("Белая гвардия") - когда-то играл Андрей Васильевич. Такая вот ирония судьбы.
А с Барбарой Брыльской у нас был очень забавный эпизод. Наши вещи во время съемок хранились в разных вагончиках. В какой-то момент их снесли в один. Когда после съемки мы начали переодеваться, я не смог найти свои джинсы, а спустя несколько минут обнаружил их... на Барбаре. Конечно, казус быстро загладили, и я с юмором сказал ей: "Барбара, теперь, как честная женщина, вы должны выйти за меня замуж". После этого у нас сложились очень теплые отношения.