Для тысяч французов эта фантазия стала реальностью. И в первую очередь для тех, кто живет в районе Тулузы, благодаря программе газовой компании "Газ де Франс", которую коротко можно назвать так: "Заправочные станции на дому". Следует уточнить, что речь идет не о бензине или солярке, а об одном из самых экологически чистых энергоносителей - природном газе, при сгорании которого выделяется на 90 процентов меньше окиси азота и на 25 процентов - углекислого газа. Чтобы поподробнее ознакомиться с перспективной новинкой, я встретился с директором проекта ГДФ "Природный газ для автомобилей (ПГА)" Паскалем Занетта.
- По правде говоря, эта идея давно уже витала в воздухе,- говорит господин Занетта.- Еще раньше, лет десять назад, наша компания активно включилась в программу перевода городского общественного транспорта на природный газ. Затем мы решили пойти дальше и внедриться с природным газом на рынок легковых автомобилей. Но дело в том, что четыре миллиона семей во Франции, являясь клиентами "Газ де Франс", проживают в отдельных домах - как в пригородах, так и в сельской местности. Так родилась революционная идея устройства мини-заправок на дому.
- Если перефразировать известную поговорку, вы решили перенести гору в дом Мухаммеда... Конкретно, как это выглядит?
- Мы связались с одной канадской фирмой, которая специализируется на разработке газовых компрессоров. Перед ней была поставлена задача - создать аппарат, который был бы адаптирован к домашним условиям. С заданием канадцы успешно справились. Одновременно мы вошли в контакт с автомобилестроителями, в частности, с руководителем "Ситроена" Клодом Сатине. Ему наше начинание понравилось. Так появилась французская "легковушка" С3, которая работает как на бензине, так и на газе. Кстати, подобные автомобили сейчас выпускают и другие европейские концерны.
- На сколько хватает заправки?
- Картина следующая. На бензине при полном баке машина может пройти 500 - 600 километров, а на газе - еще 200. Мы посчитали, что во Франции 80 процентов водителей проезжают в день не больше 50 километров. Этого вполне хватает, чтобы добраться до работы и вернуться домой, заехать за покупками. В гараже человек подключает машину к компрессору и нажимает на кнопку. Все остальное происходит автоматически.
- И все-таки, сколько времени требуется, чтобы наполнить баллон?
- Если вы отъездили за день 50 километров, то на дозаправку уйдет где-то часа два, при полной заправке баллона вполне хватит ночного времени. При этом вы не следите за компрессором, занимаетесь своими обыденными делами. Все происходит также как с сотовым телефоном, который вы, оказавшись дома, подсоединяете к электросети.
- Насколько выгодны автомобили, работающие на ПГА?
- Цены на нефть, как известно, взметнулись вверх, и соответственно бензин здорово подорожал. На одном кубическом литре газа автомобиль покрывает такое же расстояние, что и на литре бензина, но стоит он примерно в два раза меньше. Так что выгода от перехода на ПГА, как видите, очевидна. Кроме того, французское государство, ратующее за внедрение в стране экологически чистых технологий, в качестве стимула предоставляет право владельцам таких автомобилей списывать с налогов две тысячи евро.
- Насколько успешно идет газификация автомобилистов?
- По нашим прогнозам в будущем году на ПГА перейдут от 5 до 10 тысяч семей, а через 10 лет на автомобилях с двойным топливом будет ездить каждый десятый француз.