Старец, которому сейчас 77 лет, уже не помнит, почему и как его признали сумасшедшим. Однако Комиссии по правам человека, по инициативе которой недавно во всех штатах Индии была проведена инспекция в целях выявления процессуальных нарушений в отношении находящихся под следствием лиц, удалось обнаружить ряд документов, проливающих свет на происшедшее. Выяснилось, что Мачалу Лалунга арестовали по статье уголовно-процессуального кодекса Индии "умышленное причинение серьезных телесных повреждений с использованием оружия или каких-либо иных средств". Но никаких служебных бумаг, послуживших основанием для ареста, найти не удалось. Полицейские, задержавшие несчастного юношу, так и не установили, на кого нападал подследственный, которого после приступа эпилепсии отправили на психиатрическую экспертизу.
В самой лечебнице никто толком не может сообщить, когда и кто определил туда Лалунга. Врачи и сестры за это время либо вышли на пенсию, либо умерли. В распоряжении членов комиссии по правам человека оказалось врачебное заключение от августа 1967 года, признававшее Лалунга психически нормальным, способным принять участие в судебном разбирательстве по его делу. Но о нем забыли. И лишь через 29 лет - в 1996 году из лечебницы в адрес тюремного начальства было направлено второе медицинское заключение о том, что "реабилитация Лалунга завершена, и он может быть выписан из лечебного учреждения". Но и на этот сигнал не последовало никакого ответа.
Пробыв больше полувека в психиатрической лечебнице, Лалунг забыл свою семью и даже языковой диалект, на котором говорил в молодые годы. Не может он вспомнить и, к примеру, еду, которую любил в молодости. "Я и место сначала не узнал. Привозят меня куда-то и спрашивают, узнаю ли я местность. Как вообще все это возможно? Все изменилось, все. Грунтовка стала магистралью национального значения, лачуги снесли, не осталось ни одного деревянного моста. Конечно, я сразу сказал: "Нет, это не моя деревня"...
Лалунга узнал и забрал из лечебницы его внучатый племянник, оказавшийся единственным живым близким родственником несчастного старика. В детские годы он слышал о дяде, который внезапно исчез навсегда, и вот теперь опознал Лалунга по обожженной руке, на которой не было двух пальцев. Сейчас "вечный узник" доживает свой век у родственников. Возвращение домой не принесло ему радости. Когда-то он скучал по семье и умолял санитаров отпустить его домой. Но те лишь смеялись ему в лицо. Теперь он копается в своем огороде и не думает ни о чем. Он ни разу не познал счастья любви, радости от близости с женщиной...
Сейчас в Индии забытого Лалунга сравнивают с графом Монте-Кристо. Но судя по всему, индус пережил гораздо большее, чем герой романа Дюма. "Мы ничего об этом не знали, но как только нам сообщили, мы тут же вмешались, - заявил министр внутренних дел индийского штата Ассам Рокубул Хусейн. - Мне его очень жаль".
Как пишет газета "Индиан экспресс", сейчас родственники, все члены семьи Лалунга пытаются выяснить, кто несет ответственность за разрушенную жизнь человека и полагается ли несчастной жертве компенсация. "Мы неграмотные люди, - говорит внучатый племянник "сумасшедшего", - боимся судов и полиции и не знаем, поможет ли письмо к президенту или премьер-министру добиться справедливости".