ОБ ЭТОМ говорят объективные показатели. Если в 1991 году в экспорте стран Содружества удельный вес дальнего зарубежья составлял не более 30 процентов, то сейчас этот показатель возрос до 80 процентов. Объем взаимной торговли между странами СНГ в общем объеме международной торговли государств Содружества в нынешнем году составил 28,5 процента. Хотя торговля между нашими странами и возросла на 40 процентов, но абсолютный ее объем крайне незначителен. Только в этом году наметилось некоторое движение по выходу из затяжного и глубокого кризиса.
И тем не менее, судя по заявлениям лидеров стран СНГ, они все яснее понимают, что Содружество кровно необходимо для его участников. А ведь еще недавно, под журчание разговоров об интеграции, порой двигались вспять от нее, множество совместных решений не выполняли, поговаривали даже о роспуске СНГ. Во многом эти тенденции преодолены. С приходом на президентский пост Владимира Путина новое дыхание приобрела объединительная роль России. И что особенно радует, у лидеров многих стран Содружества это вызвало позитивный отклик.
Да, нерешенных проблем еще предостаточно. Начнем с того, что СНГ сегодня крайне разнородно. Есть Союзное государство, созданное Россией и Белоруссией. Есть Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Есть Центрально-Азиатский союз, объединивший ряд стран Центральной Азии, в котором Россия стала наблюдателем. Возникло ГУУАМ - не оформленное пока объединение Грузии, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Молдавии.
В этом году на заседании глав государств Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, в котором довелось участвовать и делегации ВКП, была основана новая международная экономическая организация - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Время покажет полезность для трудящихся той или иной формы интеграции. Но ЕврАзЭС отличается тем, что в качестве первопричины его учреждения участники отметили стремление каждого из них эффективно использовать экономические возможности "для повышения уровня жизни своих народов". Для профсоюзов это имеет принципиальное значение.
Уверен, что ЕврАзЭС станет наследником и продолжателем традиций Таможенного союза пяти государств в социальной сфере. Здесь должна наконец найти практическое воплощение программа "Десять простых шагов навстречу простым людям", предложенная в свое время президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Имеются в виду такие ее элементы, как введение упрощенного порядка принятия гражданства, создание одинаковых условий для оказания неотложной медицинской помощи, расширение возможностей для беспрепятственного провоза багажа. Очень актуально обеспечение свободной подписки и доставки периодических изданий в каждой из пяти стран, распространение программ радио и телевидения. Улучшит человеческие контакты упрощение процедуры денежных переводов и почтовых отправлений, а также провоза через границы иностранной валюты на согласованную сумму, взаимное признание документов об образовании и т.д. Внушает оптимизм оперативная подготовка соглашения пяти государств о безвизовом передвижении граждан по всей территории Сообщества.
Все это, помимо прочего, создает и благоприятную почву для активного и плодотворного участия объединений профсоюзов и предпринимателей в углублении интеграции наших стран и народов.
Ведь профсоюзы как необходимый элемент гражданского общества обязаны оказывать на власть влияние и побуждать к принятию таких решений, которые, по их мнению, полнее учитывают интересы и потребности трудящихся. Наша интеграция - и это принципиальная позиция профсоюзов - должна иметь человеческое лицо. Поддержка профсоюзами объединительных процессов лишена идеологической и политической окраски, в ее основе - мотивы социальные и гуманитарные.
Мы исходим из того, что перспективы интеграции зависят в первую очередь от тех глубинных процессов, которые происходят внутри каждой из стран Содружества. Профсоюзы полны решимости добиваться создания системы экономической и социальной безопасности граждан, обеспечения самых необходимых гарантий для нормальной жизни человека. Качество Содружества, его облик будут формироваться в связи с этой социальной направленностью каждой страны-участницы.
Кроме того, лидерам профцентров стран СНГ надо бы найти возможности для более активного включения в решение проблем интеграции на уровне сотрудничества с главами государств, главами правительств и с их исполнительными структурами. Например, накануне встреч на высшем уровне мы готовы обнародовать наше профсоюзное видение проблем, предложить помощь и участие в осуществлении тех мероприятий, которые все профсоюзы полностью поддерживают. А их немало, и они одинаково волнуют и объединяют всех: занятость, миграция, оплата труда, социальные гарантии.
Так, ВКП, совместно с Интеграционным комитетом Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана провели в феврале этого года представительную конференцию по проблемам формирования единого рынка труда в государствах - участниках Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. В своих рекомендациях конференция предложила ряд ключевых социальных моментов интеграции. Это лучшее использование трудового потенциала в каждом отдельном государстве, создание благоприятных межгосударственных отношений в социально-трудовой сфере, выравнивание условий труда и социальных гарантий граждан государств, и, наконец, повышение эффективности совместного использования общего трудового потенциала.
Мы и далее намерены предлагать свое сотрудничество в том, в чем мы сильны, чтобы власти почувствовали: профсоюзы не всегда и не во всем оппоненты, у нас есть общий с ними интерес. Когда мы добьемся этого понимания, преодолевать препятствия на пути взаимодействия станет легче. Для этого нам надо выработать механизм, с помощью которого точка зрения объединенных профсоюзов Содружества будет доводиться до сведения высшего руководства стран СНГ.
Уже наработан определенный опыт. В августе нынешнего года в Республике Беларусь состоялась встреча руководителей национальных профсоюзных центров государств СНГ, объединенных Всеобщей конфедерацией профсоюзов. Итогом ее стало обращение к главам государств Содружества о необходимости дальнейших мер, обеспечивающих эффективность интеграции в рамках СНГ, повышение ее социальной отдачи и участие профсоюзов в решении общих для стран Содружества трудовых, социально-экономических и гуманитарных вопросов. Профсоюзные организации предлагают, чтобы ВКП накануне саммитов регулярно проводила подобные встречи национальных профцентров по ключевым вопросам.
Хорошим подспорьем для такого сотрудничества обещает стать Договор о создании зоны свободной торговли. Его ратификация всеми странами откроет новые возможности сотрудничества. Пока же не все заключенные соглашения выполняются одинаково хорошо. Национальные профцентры вполне в состоянии подтолкнуть эти процессы, ведь многие из них имеют в парламентах депутатские группы или сочувствующих парламентариев.
И еще одно важное поприще для профсоюзов: участие в формировании общего правового пространства. Без него, например, не создать единого рынка труда. Именно этот смысл имеет наша активная работа в Межпарламентской Ассамблее, в Исполнительном комитете СНГ, Интеграционном комитете пяти государств. Только за три года МПА приняла несколько разработанных ВКП модельных законов.
По мнению профсоюзов, поддержка отечественных производителей должна стать стержнем экономической политики каждой страны, а поддержка финансово-промышленных групп - доминантой согласованного экономического курса стран Содружества. В этих вопросах на нашу поддержку правительства и лидеры наших государств, думается, могут рассчитывать. Весьма полезным было бы создание российского, а затем - и международного агентства развития и интеграции, которые занимались бы этими проблемами. Но и здесь первоочередная забота профсоюзов, конечно же, - сфера труда.
И последнее - как говорят, по счету, но не по значению. Важно, чтобы в странах СНГ устранялись барьеры, которые мешают человеческому общению. Что я имею в виду? Создание механизма беспрепятственного движения рабочей силы и капитала. Унификацию хозяйственного и гражданского законодательства. Обеспечение единства гражданского, правового, информационного и культурного пространства.