Теперь, видимо, не состоится и обещанная встреча российского президента Владимира Путина с японским премьером Иосиро Мори в Иркутске. Все это означает, что красноярским договоренностям Бориса Ельцина и Рютаро Хасимото подписать между двумя странами мирный договор до конца столетия явно не суждено сбыться.
По всей видимости, Москва и Токио к общему знаменателю в вопросе сближения своих позиций пока так и не подошли. По крайней мере в главном. Токио продолжает упорно настаивать прежде всего на "подвижках" в решении территориальной проблемы (считай - передаче ей четырех Курильских островов). Москва же переносит акцент в первую очередь на развитие торгово-экономических отношений, а разрешение территориального спора предпочитает оставить на усмотрение будущих поколений. И, похоже, будет придерживаться своей позиции неукоснительно. Тем более имея полную поддержку в этом вопросе в российском обществе.
По признанию же японской газеты "Никкей уикли", "японское общество в настоящее время расколото по проблеме Северных территорий". Газета приводит результаты опроса, проведенного в Японии нынешней осенью, - только 30 процентов японцев выступают за жесткую увязку улучшения отношений с Россией с передачей Москвой всех четырех островов - Кунашира, Хабомаи, Шикотана и Итурупа. В то же время примерно столько же опрошенных высказалось всего лишь за "желательное" возвращение "хотя бы только двух островов" - Хабомаи и Шикотана. Причем большинство выступающих с жестких позиций - это в основном те, кому далеко за 60. Между тем возрастную категорию "более гибких" составили люди от 20 до 59 лет.
Но самым интересным оказалось то, что 26 процентов респондентов (в основном молодежь) твердо заявили, что, улучшая отношения с Россией, вообще не следует выпячивать территориальный вопрос. А ведь на протяжении более чем полувека токийская пропаганда даже не допускала подобной мысли.
По мнению некоторых экспертов, "брожение в умах" и разброс мнений в японском обществе по отношению к России объясняются появлением новых, более прагматичных поколений, выступающих против устоявшихся стереотипов. Так что взятый дипломатами некоторый тайм-аут в двусторонних контактах, видимо, на пользу обеим сторонам - чтобы осознать новые реалии.