С музыкой по временам, странам, судьбам

Интересная музыка звучала на минувшей неделе в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына на Таганке в дни VII Международного кинофестиваля «Русское зарубежье»

Одухотворенные языческими образами мелодии из балета «Весна священная» в интернациональном фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский». Восточные мотивы в документальной ленте режиссера Мананы Какоскерия «Вероника Бубнова. Россия, Япония, Абхазия» о судьбе художницы-авангардистки, десятки лет прожившей в эмиграции и после войны обретшей родину в причерноморских субтропиках.

Колокольный звон в картине-притче «Древо» о князьях рода Голицыных и Трубецких со времен предромановской Смуты до наших дней. Стенания гавайской гитары, американское кантри, русский городской романс сопровождали кинопутешествие патриарха документалистики Бориса Саруханова «Алоха, Гавойи» по экзотическим островам, едва не ставшим в пору парусных кругосветок российской губернией. Но наиболее впечатляюще прозвучала музыка Сергея Рахманинова, которому и посвятили фестиваль его организаторы – директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин и кинорежиссер Сергей Зайцев.

В последний день конкурса был проведен вечер в честь 140-летия со дня рождения великого русского композитора. Ученые-музыковеды Владимир Тропп и Светлана Зверева рассказывали заполнившим до отказа зал меломанам о драматических переломах судьбы музыкального гения, вынужденного после октябрьского переворота покинуть Родину и четверть века прожить в Америке. Оторванный от милой его сердцу усадьбы Ивановка на Тамбовщине, Сергей Васильевич со временем словно утратил питающие его творчество корни и после «Симфонических танцев», исполненных в начале Второй мировой войны, практически ничего не сочинил, отдал жизнь изнурительному пианистическому концертированию. И в этой повседневной, до семи десятков концертов в год, обычной для Запада гонке он не утратил любви к родине, своему народу. В начале ноября 1941-го Рахманинов провел в Карнеги-холле в Нью-Йорке исторический, через радио потрясший весь мир концерт с целью сбора средств для помощи отбивающейся от фашистов Красной армии. Почти 4 тысячи долларов (немалые деньги в ту роковую пору) были перечислены советскому консульству в США и потрачены на приобретение так необходимых на фронте лекарств, медицинского оборудования.

В минувший четверг на кинофестивале вручали награды. Гран-при – бронзовую скульптуру «философского парохода», символизирующего трагедию изгнания за рубеж не согласных с политикой советской власти людей, – в конкурсе игровых фильмов получила картина кинорежиссера Александра Рогожкина «Чекист», один из персонажей которой, с будничной злостью подписывающий расстрельные списки, день за днем теряет рассудок. Среди 15 неигровых фильмов победили «Письма в Россию» Антона Алексеева – о крупнейшем богослове XX века Архимандрите Софронии, большую часть почти вековой жизни служившего православным во Франции и Англии.