Уход на пенсию - это не конец жизни, у многих людей все еще только начинается
В столице заработала «Народная карта» — навигатор для людей старшего возраста. Это совместная инициатива городских властей и социально ориентированного проекта «50 плюс» — первый в стране интерактивный портал для людей старшего поколения. В нем сконцентрирована база данных по самым разным сферам жизни. Географическая привязка с точностью до дома позволяет посмотреть, что происходит по соседству, и узнать, чем живут сверстники.
— Поскольку уже к 2016 году треть населения России превысит
— Одного интернета все-таки мало. Чтобы те, «кому за:», начали, по примеру своих западных ровесников, жить полноценно и активно, нужны другие финансовые возможности:
— Это стереотип. Многие уже так живут. У кого-то успешные дети, которые помогают родителям, кто-то сам смог сделать сбережения на старость... А через пять-шесть лет ситуация вообще изменится кардинально, я глубоко в этом убеждена. Все, кто начинал бизнес в нашей стране, уже перешагнут рубеж
— У нас вообще весь рынок ориентирован на молодых. Попробуйте купить себе модную одежду, если вы больше
— Недавно мы провели первую у нас в стране международную конференцию по «сениор-маркетингу», на которую собрали ведущих мировых и российских экспертов. Мы хотели показать компаниям, что ориентироваться только на молодую аудиторию по меньшей мере недальновидно, что рынок продуктов для людей старше 50 лет имеет огромную перспективу. Им нужны и бытовая электронная техника, легкая в обращении, и миллионы простых компьютеров: Тут бизнес может взять не ценой, а количеством. И выполнить вдобавок важную социальную роль. Пора понять, что продукты для людей «50 плюс» — это обычные товары и услуги, только лучше. Это огромное пространство для идей: от удобных бытовых мелочей до пенсионных вкладов. Мы уже больше года пытаемся убедить в этом потребителей, бизнес и органы власти, а главное — связать воедино все звенья этой цепи.
А началось все больше года назад с форума-выставки «50 плюс. Все плюсы зрелого возраста», который в декабре уже во второй раз пройдет в московском Экспоцентре на Красной Пресне. Первая выставка собрала более 15 тысяч человек, мы сами не ожидали такого интереса. Еще совсем недавно эта тема была не только непопулярной и немодной — ее вообще как бы не существовало. А сейчас это настоящий тренд. «Бурановские бабушки» побеждают на «Евровидении», правительство Москвы объявляет конкурс на комплексную программу мероприятий, направленных на повышение качества жизни и активное присутствие людей зрелого и старшего возраста в жизни города — который, кстати, мы выиграли. Я уверена, что в скором будущем появится и специальный канал на телевидении.
— Чем лично вас заинтересовала эта тема? Ведь вам еще нет 50.
— У меня есть подруга в Австрии, ее зовут Элизабет Смагин-Меллони, ей 62 года, и она прекрасна — и внешне, и внутренне. Она занимается Венскими балами, ездит с мужем охотиться на лобстеров, в 50 лет начала изучать русский язык, а после 70 планирует «сломать зубы» о китайский и заняться музыкой. Так вот, много лет назад она организовала в Вене выставку для людей старше 50. Эта выставка сегодня настолько популярна, что посетить ее выстраиваются очереди. Именно после того как я на ней впервые побывала, я решила заняться этой проблемой.
Одна из миссий нашего проекта — изменить отношение общества к зрелым людям. У нас считается, что старость — это болезнь. О ней не принято ни писать, ни говорить. Как и о смерти, о завещаниях. Ко мне однажды приехал друг и в шоке рассказывает: «Представляешь, мне сейчас родители позвонили, вызвали срочно и попросили на день рождения подарить им место на кладбище. Я говорю: «Да живите еще 20 лет!» А они отвечают: «Мы не собираемся умирать, но для того, чтобы мы прожили еще 20 лет спокойно, мы хотим знать, что у нас есть это место». Для нас такие разговоры ненормальны, а вот в Вене, да и во Франции значительная часть выставок для пожилых посвящена ритуальным услугам.
— Ну, в Австрии похороны и кладбища — это вообще настоящий культ.
— Наверное, там другая крайность. Наша задача — адаптировать опыт, который кажется нам полезным, для современной российской реальности. Конечно, на своей выставке мы пока не представляем ритуальные услуги, поскольку это вопрос полемичный. Но нельзя же бесконечно обходить эту тему!
— Не всякий чужой опыт у нас приживается. К примеру, наши люди старшего возраста не пойдут в кафе или в ресторан, чтобы за неспешной беседой просто выпить чашечку кофе.
— И дело ведь совсем не в деньгах. Моя мама может позволить себе пообедать с подругой в ресторане, но она этого не делает. У людей старшего поколения просто не было такой культуры, и им трудно понять, что сейчас уже много ресторанов на любой вкус и кошелек, и там даже не обязательно есть. Можно пообедать дома, а потом просто зайти в какое-нибудь симпатичное заведение полакомиться пирожным и пообщаться. Это надо объяснять. И если рестораторы на той же выставке раздадут людям старшего возраста приглашения, расскажут, что они могут прийти и просто заказать кофе и бутылку воды, что это совсем не страшно, никто их за это не выгонит, я уверена, что ситуация обязательно изменится, и люди рано или поздно привыкнут. Поймут, что уход на пенсию — это не конец света и не конец жизни, что у многих все еще только начинается. Можно заняться тем, на что раньше не было времени: рисовать, петь, вязать, — и найти в этом свое удовольствие. Кто-то вообще встречает свою судьбу, влюбляется, уезжает в другую страну, на дачу, в деревню, меняет место жительства. Все возможно! Минусов в этом возрасте гораздо меньше, чем плюсов.
Леонид Печатников, заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам социального развития
— Отношение к старикам и к детям — это как лакмусовая бумага. И поэтому для нас чрезвычайно важно, что в нашем городе никто не сможет сказать, что мы забываем о благополучии наших стариков.
Владимир Петросян, руководитель департамента социальной защиты населения города Москвы
— В городе принята программа «Лучшая половина жизни», которая направлена на развитие активности старшего поколения в общественной жизни, различных форм досуга для него. Мы совместно с нашими коллегами из департамента образования и департамента культуры сейчас развиваем такие формы, как клубы компьютерной грамотности. Они работают в 111 центрах социального обслуживания, в библиотеках. В целом по городу около 10 тысяч пенсионеров ежегодно проходят курсы обучения компьютерной грамотности.
Есть новые формы — такие, как открытие 25 кружков иностранных языков. Работают художественные, танцевальные салоны. Мы сейчас в центрах социального обслуживания разворачиваем танцевальные площадки не только для посетителей центров, но и для старшего поколения всего микрорайона. В целом работает около 900 клубов различной направленности, их участниками являются свыше 100 тысяч представителей старшего поколения. Во всех округах Москвы развернуты университеты «третьего поколения», где они также обучаются по программам журналистики, международного права, правоведения, культуры, здоровья.