И гораздо дальше. К 2020 году окраин без подземки не останется
Московский метрополитен стоит на втором месте в мире по интенсивности использования. За день он перевозит почти 8 млн человек. На первом месте — Токио, где в час пик пассажиров в вагоны запихивают специально обученные служащие. И чтобы у нас не стало, как в Токио, московское правительство сейчас активно развивает систему столичного метро.
Три месяца назад в Москве (вернее, в ее ближайшем пригороде) открылась новая,
То, что за московское метро надо браться срочно и всерьез, было понятно давно. И работы велись, подземка росла, но как-то медленно. По словам Сергея Собянина, столичное метро — предмет гордости горожан, однако сейчас оно отстает от темпов развития столицы. Около 40% станций постоянно перегружены, подземка обслуживает не все районы мегаполиса. Поэтому после анализа ситуации и с учетом финансовых возможностей города была выбрана самая эффективная модель развития московского метрополитена.
К 2020 году подземка должна увеличиться в 1,5 раза и добраться до самых отдаленных окраин столицы. Будет построено 150 км путей и 70 новых станций, а доля москвичей, не имеющих доступа к метрополитену, сократится с 22 до 13%. Появится и третий пересадочный контур, о необходимости которого так долго говорили. Его длина будет 42 км. Все это масштабное строительство обойдется приблизительно в 100 млрд рублей в год — без учета федеральных средств. Уже сейчас строительство ведется на 69 площадках общей протяженностью 50 км. Здесь круглосуточно работают 18 тысяч человек. «Объективно метро в таких масштабах никогда в стране не строилось, даже в лучшие советские годы», — подчеркнул заместитель мэра Марат Хуснуллин.
Увеличение скорости строительства, по его словам, не скажется на качестве. Но при этом есть большая проблема — недостаток профессионалов, квалифицированных проектировщиков и строителей. Марат Хуснуллин отметил, что этих специалистов ждут сейчас на строительстве московского метро.
Надо сказать, что каждая новая станция решает грандиозные задачи, связанные с перевозкой пассажиров. Вспомним еще раз «Новокосино». Эту станцию построили между Носовихинским шоссе и Суздальской улицей, на пересечении Городецкой улицы Москвы и Южной улицы подмосковного Реутова. Новая станция обслуживает население района Новокосино (104 тысяч человек) и Реутова (88 тысяч человек). Теперь почти 200 тысяч человек могут добраться до центра города за считанные минуты, а раньше на дорогу уходили долгие часы.
Примерно такой же эффект ожидается от открытия новых станций — «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии и «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии. Хотя, возможно, у этой станции будет другое имя — «Братеево» или «Братеевская». Станции будут открыты в декабре: отличный подарок москвичам к Новому году!
Кроме того, на Люблинско-Дмитровской линии будет расширено электродепо «Печатники» и откроется второй выход из станции «Марьина Роща». На Калининской линии закончится, а на Серпуховско-Тимирязевской линии начнется замена вагонов. Также, по словам руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максима Ликсутова, планируется установить 800 новых билетных автоматов и запустить 340 вагонов последнего поколения.
Через несколько лет вагоны метро станут совсем другими. Московские власти уже подготовили технические требования к поездам, которые город планирует закупать в
Во-первых, сиденья в вагонах должны автоматически подниматься. На конечных станциях машинист будет оценивать потенциальную загруженность поезда в конкретное время и в зависимости от этого поднимать или опускать часть диванов. Во-вторых, станет возможен сквозной проход пассажиров через весь состав — это обеспечит равномерное наполнение вагонов. А в головных вагонах появятся специальные места для инвалидов. Новые поезда станут быстрее: их максимальная скорость увеличится с 80 до 100 км/час. И в каждом вагоне будет Wi-Fi.
Город планирует купить 864 таких вагона. Вообще, по словам Сергея Собянина, до 2020 года в столице будет закуплено около 3,5 тысячи вагонов метро, и основной упор сделают именно на вагоны нового типа. По инициативе мэра подвижные составы будут покупать в комплексе с услугой технического обслуживания. Собянин также предложил для разных линий метро делать разные вагоны. Например, для линий с плохим электроснабжением должны производиться одни вагоны, для протяженных линий — другие. По мнению мэра, это поможет снизить стоимость подвижного состава. «Для нас важен параметр «цена — качество», — подчеркнул Собянин.
Подземка растет рекордными темпами. Уже через год нас ждут большие перемены. Будет введен в действие участок Солнцевской линии от станции «Деловой центр» до «Парка Победы». На Бутовской линии откроются две станции. На Таганско-Краснопресненской введут в строй участок от «Выхино» до «Котельников» и «расконсервируют» заложенную еще в 1975 году станцию «Спартак».
Через два года на Люблинско-Дмитровской линии построят
Ударным годом станет
Калужско-Рижская линия протянется от «Медведково» до новой станции «Челобитьево», а на Люблинско-Дмитровской появится участок от «Селигерской» до «Дмитровского шоссе» (3,7 км и две новых станции). Изменится и Кольцевая линия — там откроется новая станция «Суворовская».
Дальше — больше. В
И, наконец, к 2020 году проведут хордовую линию вдоль Калужского шоссе: участок «Проспект Вернадского» — «Коммунарка» (три станции).
Словом, нас ждет прекрасное завтра. В Москве практически не останется уголка, где нельзя будет воспользоваться подземкой. Метро дотянут «до самых до окраин» и даже проведут за МКАД. А это значит, что мы не будем больше терять полдня на дорогу, опаздывать на работу и нервничать.
При этом станции будут сооружать не по индивидуальным, а по типовым проектам — это ускорит строительство и удешевит проект как минимум на 20%. Но это не значит, что все новые станции окажутся одинаково некрасивыми. Стандартной будет только их конструкция, а оформление у них может быть прямо-таки выдающимся. Конечно, вряд ли у нас появятся такие шедевры, как «Площадь революции», «Киевская»-кольцевая или «Маяковская», — такие строить слишком долго и дорого. Но если все сложится удачно и на каком-то одном проекте совпадут талант дизайнера и сумма, заложенная в бюджет строительства, возможно, и на какую-то новую станцию будут водить экскурсии.
Первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году — тогда хотели проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но дальше разговоров дело не пошло.
А 15 мая 1935 года открылась первая линия (от «Сокольников» до «Парка культуры») московского метрополитена, которому дали имя тогдашнего наркома путей сообщения Лазаря Кагановича.
В 1955 г. метрополитен стал носить имя В. И. Ленина.