От «Сокольников» до «Парка» на метро

И гораздо дальше. К 2020 году окраин без подземки не останется

Московский метрополитен стоит на втором месте в мире по интенсивности использования. За день он перевозит почти 8 млн человек. На первом месте — Токио, где в час пик пассажиров в вагоны запихивают специально обученные служащие. И чтобы у нас не стало, как в Токио, московское правительство сейчас активно развивает систему столичного метро.

Три месяца назад в Москве (вернее, в ее ближайшем пригороде) открылась новая, 186-я по счету, станция метро — «Новокосино». А до конца года в столице будет уже 188 станций: так запланировано в обновленной программе развития метро до 2020 года, принятой нынешней весной.

Таких скоростей раньше не было

То, что за московское метро надо браться срочно и всерьез, было понятно давно. И работы велись, подземка росла, но как-то медленно. По словам Сергея Собянина, столичное метро — предмет гордости горожан, однако сейчас оно отстает от темпов развития столицы. Около 40% станций постоянно перегружены, подземка обслуживает не все районы мегаполиса. Поэтому после анализа ситуации и с учетом финансовых возможностей города была выбрана самая эффективная модель развития московского метрополитена.

К 2020 году подземка должна увеличиться в 1,5 раза и добраться до самых отдаленных окраин столицы. Будет построено 150 км путей и 70 новых станций, а доля москвичей, не имеющих доступа к метрополитену, сократится с 22 до 13%. Появится и третий пересадочный контур, о необходимости которого так долго говорили. Его длина будет 42 км. Все это масштабное строительство обойдется приблизительно в 100 млрд рублей в год — без учета федеральных средств. Уже сейчас строительство ведется на 69 площадках общей протяженностью 50 км. Здесь круглосуточно работают 18 тысяч человек. «Объективно метро в таких масштабах никогда в стране не строилось, даже в лучшие советские годы», — подчеркнул заместитель мэра Марат Хуснуллин.

Увеличение скорости строительства, по его словам, не скажется на качестве. Но при этом есть большая проблема — недостаток профессионалов, квалифицированных проектировщиков и строителей. Марат Хуснуллин отметил, что этих специалистов ждут сейчас на строительстве московского метро.

Подарки к Новому году

Надо сказать, что каждая новая станция решает грандиозные задачи, связанные с перевозкой пассажиров. Вспомним еще раз «Новокосино». Эту станцию построили между Носовихинским шоссе и Суздальской улицей, на пересечении Городецкой улицы Москвы и Южной улицы подмосковного Реутова. Новая станция обслуживает население района Новокосино (104 тысяч человек) и Реутова (88 тысяч человек). Теперь почти 200 тысяч человек могут добраться до центра города за считанные минуты, а раньше на дорогу уходили долгие часы.

Примерно такой же эффект ожидается от открытия новых станций — «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии и «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии. Хотя, возможно, у этой станции будет другое имя — «Братеево» или «Братеевская». Станции будут открыты в декабре: отличный подарок москвичам к Новому году!

Кроме того, на Люблинско-Дмитровской линии будет расширено электродепо «Печатники» и откроется второй выход из станции «Марьина Роща». На Калининской линии закончится, а на Серпуховско-Тимирязевской линии начнется замена вагонов. Также, по словам руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максима Ликсутова, планируется установить 800 новых билетных автоматов и запустить 340 вагонов последнего поколения.

Подвижной состав

Через несколько лет вагоны метро станут совсем другими. Московские власти уже подготовили технические требования к поездам, которые город планирует закупать в 2014-2016 годах.

Во-первых, сиденья в вагонах должны автоматически подниматься. На конечных станциях машинист будет оценивать потенциальную загруженность поезда в конкретное время и в зависимости от этого поднимать или опускать часть диванов. Во-вторых, станет возможен сквозной проход пассажиров через весь состав — это обеспечит равномерное наполнение вагонов. А в головных вагонах появятся специальные места для инвалидов. Новые поезда станут быстрее: их максимальная скорость увеличится с 80 до 100 км/час. И в каждом вагоне будет Wi-Fi.

Город планирует купить 864 таких вагона. Вообще, по словам Сергея Собянина, до 2020 года в столице будет закуплено около 3,5 тысячи вагонов метро, и основной упор сделают именно на вагоны нового типа. По инициативе мэра подвижные составы будут покупать в комплексе с услугой технического обслуживания. Собянин также предложил для разных линий метро делать разные вагоны. Например, для линий с плохим электроснабжением должны производиться одни вагоны, для протяженных линий — другие. По мнению мэра, это поможет снизить стоимость подвижного состава. «Для нас важен параметр «цена — качество», — подчеркнул Собянин.

Новые перегоны плюс станции

Подземка растет рекордными темпами. Уже через год нас ждут большие перемены. Будет введен в действие участок Солнцевской линии от станции «Деловой центр» до «Парка Победы». На Бутовской линии откроются две станции. На Таганско-Краснопресненской введут в строй участок от «Выхино» до «Котельников» и «расконсервируют» заложенную еще в 1975 году станцию «Спартак».

Через два года на Люблинско-Дмитровской линии построят 10-километровый участок между «Марьиной рощей» и планирующейся к открытию станцией «Селигерская». Всего на линии появится 6 новых станций. На Сокольнической линии проложат 7,6 км путей и откроют станции «Тропарево», «Румянцево» и «Солнцево».

Ударным годом станет 2015-й. Откроются станции и перегоны, которые строятся уже сегодня. Заработает третий пересадочный контур. На нем откроются участки от «Хорошевской» до «Нижней Масловки» (а это 7,2 км путей и четыре новые станции), от «Хорошевской» до «Делового центра» (5-километровый перегон и одна новая станция), от «Хорошевской» до «Кунцевской» (7,5 км путей, три новые станции). После того как в действие будет введен участок «Третьяковская» — «Деловой центр» (5,1 км и три новых станции), в метро появится новая диаметральная линия — Калининско-Солнцевская. Сейчас работы здесь ведутся в три смены, на строительстве задействовано 800 человек. «Ветка очень серьезная, очень значимая, поэтому нужно делать все возможное, чтобы в максимально короткие сроки ее построить», — подчеркнул Сергей Собянин.

Калужско-Рижская линия протянется от «Медведково» до новой станции «Челобитьево», а на Люблинско-Дмитровской появится участок от «Селигерской» до «Дмитровского шоссе» (3,7 км и две новых станции). Изменится и Кольцевая линия — там откроется новая станция «Суворовская».

Дальше — больше. В 2016-м Кожуховская линия удлинится на 14,6 км (семь станций), а на третьем пересадочном контуре будет введен 10-километровый участок «Нижняя Масловка» — «Авиамоторная». В 2017-м на «новой кольцевой» появится другой перегон — «Нижегородская улица» — «Каширская» (четыре станции), а в 2018-м — участок «Кунцевская» — «Проспект Вернадского» — «Каховская». Одновременно от «Парка Победы» протянут 9,2 км до новой станции «Мичуринский проспект». Под конец большого строительства продлят Замоскворецкую линию: от «Речного вокзала» до «Улицы Дыбенко» (2,4 км и две станции).

И, наконец, к 2020 году проведут хордовую линию вдоль Калужского шоссе: участок «Проспект Вернадского» — «Коммунарка» (три станции).

Жизнь без опозданий

Словом, нас ждет прекрасное завтра. В Москве практически не останется уголка, где нельзя будет воспользоваться подземкой. Метро дотянут «до самых до окраин» и даже проведут за МКАД. А это значит, что мы не будем больше терять полдня на дорогу, опаздывать на работу и нервничать.

При этом станции будут сооружать не по индивидуальным, а по типовым проектам — это ускорит строительство и удешевит проект как минимум на 20%. Но это не значит, что все новые станции окажутся одинаково некрасивыми. Стандартной будет только их конструкция, а оформление у них может быть прямо-таки выдающимся. Конечно, вряд ли у нас появятся такие шедевры, как «Площадь революции», «Киевская»-кольцевая или «Маяковская», — такие строить слишком долго и дорого. Но если все сложится удачно и на каком-то одном проекте совпадут талант дизайнера и сумма, заложенная в бюджет строительства, возможно, и на какую-то новую станцию будут водить экскурсии.

Наше досье

Первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году — тогда хотели проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но дальше разговоров дело не пошло.

А 15 мая 1935 года открылась первая линия (от «Сокольников» до «Парка культуры») московского метрополитена, которому дали имя тогдашнего наркома путей сообщения Лазаря Кагановича.

В 1955 г. метрополитен стал носить имя В. И. Ленина.