Денег не надо - предъявите билет

Парковки на пересадочных узлах будут бесплатными

На недавнем заседании правительства Москвы утвержден перечень транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые будут созданы на территории города с 2012 по 2020 год. Мэр Москвы Сергей Собянин заметил, что логическим продолжением работы, связанной с развитием транспортной инфраструктуры, является «интеграция всех вновь создаваемых и модернизируемых видов транспорта и объединение их в единую сеть». Для этого, сказал градоначальник, необходимо создать удобные пересадки с одного вида транспорта на другой, то есть пересадочные узлы.

В перечень транспортно-пересадочных узлов, подготовленный департаментом транспорта совместно с Москомархитектурой и Московским метрополитеном, вошли 255 ТПУ, 160 из которых — капитальные. Мэр поручил уже в будущем году создать большинство плоскостных узлов, а это значит, предстоит ликвидировать объекты незаконной торговли и благоустроить территорию.

Карт-бланш для инвесторов

По информации заместителя мэра, руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максима Ликсутова, будет благоустроено 157 плоскостных ТПУ, а в 2014 году откроются первые капитальные. Как уточнил чиновник, в систему городских пересадочных узлов войдет 13 автовокзалов. На перехватывающих парковках планируется организовать 30 тысяч машиномест.

— Сначала будут приводить в порядок территорию под плоскостные ТПУ, потом уже часть из них станет капитальной, — объяснил Максим Ликсутов. — У метро «Юго-Западная», например, останется плоскостной узел. У «Новокузнецкой» тоже, там не построить ничего капитального. Самое главное — есть площадь для пассажиров, чтобы не получилось, как на «Планерной», где про пассажиров забыли. Мы посчитали функциональную площадь по каждому из ТПУ с учетом пассажиропотока. Если инвестор захочет, он может разместить там какой-то коммерческий объект. Но в первую очередь он обязан будет построить площадки под все виды транспорта — это метро, автобус, электричка и парковка.

Заместитель мэра также отметил, что все плоскостные парковки на транспортно-пересадочных узлах будут бесплатными. Автомобилистам, которые оставляют здесь машины и пересаживаются на общественный транспорт, нужно лишь предъявить билет туда и обратно.

Максим Ликсутов сообщил, что мэр поставил задачу: ни одной копейки бюджетных средств не должно быть потрачено на создание капитальных ТПУ, в том числе автовокзалов, — они должны строиться исключительно за счет инвесторов.

— Это очень доходный бизнес, — считает заместитель мэра. — Большое количество девелоперов пришли к нам и сказали: «Хотим строить автовокзалы». Тем более что часть автовокзалов совмещена непосредственно со станциями метро.

По словам Ликсутова, у таких станций, как «Лесопарковая», «Щелковская», «Теплый стан», автовокзалы появятся примерно в 2016 году.

Доход будет позже

Крупные пересадочные узлы будут включать в себя помимо автовокзала и станции метрополитена остановки автобусов и электропоездов. Все в одном месте. Этакий огромный транспортный конгломерат для нескольких сотен тысяч пассажиров в сутки. В первую очередь такие узлы планируются на Московской кольцевой железной дороге — их будет 11. ТПУ совместят со станциями метро и с радиальными направлениями Московской железной дороги. А всего дирекция железнодорожных вокзалов намерена построить 55 капитальных объектов.

Одним из наиболее вероятных инвесторов, по словам заместителя мэра, станет ОАО «Российские железные дороги». Естественно предположить, что РЖД будут обустраивать те транспортные узлы, которые примыкают к железной дороге — например, на привокзальных площадях. Но в 2012 году дирекции передали несколько площадок возле станций метро, где нет пересадок на электрички. Видимо, властям понравилось, как инвестор справился с предыдущими заказами.

Уже сейчас проектируется 65 ТПУ, расположенных в тех местах, где бывает больше всего пассажиров. Инвестору придется заниматься обустройством прилегающих территорий, ликвидацией несанкционированной торговли, рекламных конструкций и стихийных стоянок, а также созданием плоскостных перехватывающих парковок. И на этом этапе инвестор вряд ли рассчитывает получить доход. Однако в перспективе, когда плоскостные ТПУ, как планируется, начнут заменяться капитальными объектами, у девелопера появится возможность открыть на этой территории торговые помещения и предприятия общепита, которые, конечно же, очень скоро окупятся.

«Выхино»: первая ласточка

В начале декабря, по словам Максима Ликсутова, должен быть закончен транспортно-пересадочный узел у станции метро «Выхино». Планируется обустроить крытый вестибюль для пассажиров метро. В дальнейшем там появится капитальный ТПУ. Как стало известно, НИиПИ Генплана уже подготовил документы, необходимые для градостроительного плана земельного участка. В проекте обещают учесть терминалы пассажирского наземного и скоростного внеуличного транспорта, зону для парковки автомобилей и другие полезные для пассажиров объекты. По расчетам проектировщиков, в комплексе ТПУ можно создать торгово-развлекательный объект площадью до 80 тысяч кв. м.

Как сообщили в префектуре Восточного административного округа столицы, для начала в рамках реконструкции на перехватывающем паркинге установят камеры наблюдения, устройства распознавания и регистрации номера автомобиля, а также табло с информацией о количестве свободных мест. Кроме того, парковка будет оснащена техническими средствами для выдачи и приема бесконтактных смарт-карт. Для бесплатной велопарковки будет выгорожена часть перехватывающего паркинга напротив домов 26-28 по улице Вешняковской.

На заметку

Отраслевая схема размещения ТПУ и перехватывающих стоянок в Москве утверждена в конце октября на заседании градостроительно-земельной комиссии города.

Согласно этой схеме, у существующих станций метрополитена и железной дороги появится 166 транспортно-пересадочных узлов, 31 ТПУ расположится у остановочных пунктов Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД), 58 пересадочных узлов предлагается обустроить у проектируемых станций метро.

В первую очередь запланировано формирование 136 ТПУ. В этот список будут включены все узлы, расположенные у остановочных пунктов МК МЖД и проектируемых станций метрополитена, а также 47 узлов, расположенных у существующих станций метрополитена и железной дороги.

Кроме того, в составе узлов «Селигерская», «Котельники», «Красногвардейская», «Лесопарковая», «Саларьево», «Тушинская», «Теплый стан» запроектировано размещение автостанций. Их необходимо построить до конца 2016 года, а также реконструировать автовокзал «Щелковский». В рамках второй очереди запроектированы еще три автостанции: «Царицыно», «Ботанический сад — ВДНХ», «Косино-Ухтомская».

Кстати

К чемпионату мира по футболу 2018 года в районе стадиона «Спартак» планируется построить 3 тысячи машиномест. Чтобы использовать их после мероприятия, власти города намерены создать там ТПУ.

Как стало известно из источников в стройкомплексе города, многофункциональный комплекс «Спартак» планируется ввести в эксплуатацию в конце 2013 — начале 2014 года. Сам стадион должен стать единственной в своем роде спортивно-развлекательной площадкой в России, сочетающей в себе суперсовременный футбольный стадион и многофункциональный спортивно-развлекательный зал.

Важно, что рядом со стадионом запланировано открыть одноименную станцию метро на Таганско-Краснопресненской линии. А для того чтобы обеспечить доступность стадиона для других видов транспорта, правительство города приняло решение о строительстве развязки на Волоколамском шоссе с выходом на Тушинский аэродром. Проектировщики изыскивают возможность выезда на Строгинское шоссе через Москву-реку.