И ВГЛУБЬ, И ВВЕРХ...

В последние годы Москва по объемам ведущегося здесь строительства прочно утвердилась в ряду мировых лидеров. Проекты возникают и реализуются один грандиознее другого. Возведением Москва-Сити или сносом гостиниц - символов советской эпохи - нас уже удивляли. Однако к трем наиболее знаковым, на взгляд "Труда", градоначальство только подбирается. Сейчас завершается подготовительный этап, а сама работа на этих объектах закипит в начале следующего года.

ПАРКИНГ НА ДНЕ
Столица переживает невиданный автомобильный бум. Когда Юрий Лужков только восходил к вершинам городской власти, столичные улицы утюжило лишь около 800 тысяч авто. К нынешнему ноябрю автостадо достигло уже 3,2 миллиона моторов. Всем им остро необходимо где-то парковаться, при том, что свободной земли в черте МКАД просто не осталось. Осталась вода.
Первая не только в Москве, но и в России подводная парковка на 860 машиномест должна появиться прямо в центре города под Обводным каналом. Осушать для этого сам канал не придется. Как рассказала "Труду" архитектор Татьяна Малявкина, автор проекта, глубина в этом месте небольшая - всего 1,8 метра. Строительство будет вестись ниже уровня воды. В результате вдоль Болотной набережной должен появиться транспортный двухуровневый тоннель длиной 450 метров и два пандуса для въезда на подводную парковку.
Стоимость реализации авторского проекта настолько высока, что представитель фирмы-заказчика даже побоялся ее называть. Скорее всего, окончательный вариант будет немного упрощен, исчезнут сложные технические дополнения, появится больше мест для машин.
Разработчики проекта не скрывают, что удовольствие "приводнить" свой автомобиль пока будет по карману только состоятельным москвичам и гостям столицы. Экзотическая парковка - составная часть еще одного не менее грандиозного московского проекта "Золотой остров". Данная программа предполагает строительство на территории между Москвой-рекой и Обводным каналом, где сейчас находятся корпуса кондитерской фабрики "Красный Октябрь", нескольких пятизвездочных отелей, двух-трех развлекательных центров.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА МЕТРО
Еще одна беда современной Москвы - резкий рост населения и, как следствие, катастрофическое отставание инфраструктуры внутригородских пассажирских перевозок от реальных потребностей. Метро, перевозя в сутки 8-9 миллионов граждан, работает с перенагрузкой, а от трамваев и автобусов в столичных пробках толку никакого. Построить еще одну подземку? Слишком дорого. Решение нужно оригинальное, и таковое у нынешней власти нашлось. Внутригородская пассажирская железная дорога.
Существующее малое кольцо железной дороги, ныне обслуживающее грузовые железнодорожные перевозки, должно стать альтернативной наземной кольцевой магистралью метрополитена. Для этого пути разгрузят от товарняков, приведут в порядок существующие и построят новые станции, закупят пассажирский подвижной состав на локомотивной тяге... Кстати, первоначально планировалось запустить по новому кольцу традиционные электрички, но для этого пришлось бы заново электрифицировать всю трассу - подводить ток не по проводам, а через рельсы. Посчитали - выходит дороговато, да и небезопасно для любителей перебегать через насыпь. Потому-то и остановились на поездах.
Когда кольцо заработает, по расчетам проектировщиков, им в первый год ежедневно будут пользоваться 250 тысяч граждан, а через десять лет - до 900 тысяч. Так Малое железнодорожное кольцо возьмет на себя роль второй кольцевой линии метро, давным-давно необходимой городу, чтобы связать магистралью так называемый срединный пояс столичных районов.
Стоимость проекта оценивается в сумму более миллиарда евро. Предполагается, что город и ОАО "РЖД", которое в настоящее время эксплуатирует кольцо, разделят расходы на реконструкцию линии пополам.
КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ...
Столичные чиновники, кабинеты которых ныне разбросаны сразу по нескольким районам города, уже сейчас начинают готовиться к переезду в новое и общее для всех здание московской мэрии. Оно расположится в деловом центре Москва-Сити. По замыслу архитекторов, комплекс, площадью 648,5 тысячи квадратных метров, будет состоять из четырех 72-этажных башен, расположенных по углам квадрата и соединенных перемычками. Со стороны в силуэте этого грандиозного сооружения должна читаться буква М - стилизация под зубец стены Московского Кремля.
Кстати, российские фирмы, посчитав затраты, отказались участвовать в этой грандиозной задумке: строительство административного здания дорого и невыгодно с точки зрения вложения средств. Поэтому реализовывать амбициозный замысел станет строительная компания из Китая. По окончании стройки половина площадей перейдет к чиновникам, другая - инвесторам, которые смогут сдавать кабинеты в аренду под деловые офисы.
Не трудно спрогнозировать, что желающих стать ближайшими соседями городской власти окажется достаточно. Даже учитывая, что цена такого сожительства обещает оказаться кусачей. Сейчас в правительстве Москвы убеждены, что себестоимость строительства М-небоскреба составит примерно 1,8 тысячи долларов за квадратный метр. А общие затраты на возведение новой мэрии уложатся в $ 1,2 миллиарда. Независимые эксперты сомневаются и утверждают: цена реализации проекта выйдет еще большей.
Но даже если остановиться на плановых цифрах, то выходит, что стоить офисы здесь будут не менее 3-4 тысяч долларов за квадратный метр в год - расценки запредельные. И это при том, что уже сегодня Москва занимает второе место в Европе и третье в мире по цене аренды офисных площадей.