ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С ЖКХ?

Правительство решило не преподносить россиянам зимой неприятных коммунальных "сюрпризов". С 2006 года будет директивно устанавливаться предельный рост тарифов на услуги ЖКХ. Что это даст населению? Это корреспондент "Труда" попытался выяснить у председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина ШАККУМА.

- Итак, в 2006 году впервые будет установлен потолок цен на услуги ЖКХ. Нет ли в связи с этим опасности, что проблемная отрасль сядет на голодный паек и через пару лет мы ее вообще потеряем?
- Тех денег, что сейчас платит население, в принципе должно быть достаточно отрасли. Средств не хватает, потому что они тратятся неэффективно. Предприятия ЖКХ - это черная дыра, куда проваливается столько денег, сколько собирается с потребителей. В первом квартале 2005 года люди заплатили по "жировкам" 730 млрд. рублей, а коммунальщики продолжают плакать - мол, денег опять не хватает. Напомню, что два года назад за первый квартал они получили всего 300 млрд. рублей, то есть оплата выросла в два с лишним раза!
Отсюда вывод: в дефиците не деньги, а способность ими эффективно распоряжаться. Основная причина - непрозрачность системы ЖКХ, отсутствие контроля и порядка на предприятиях. Кроме того, предприятия отрасли не заинтересованы в сокращении затрат. Им бесполезно давать деньги, потому что все равно все проедят, потратят.
- Мартин Люцианович, а как тарифы ЖКХ влияют на рост инфляции в России?
- Более четверти всего годового роста цен по стране. По данным статистики, за девять месяцев 2005 года тарифы выросли на 31,7 процента, тогда как за весь прошлый год - на 21,8 процента. Правительство не ожидало такого "подарка" от коммунальщиков, поэтому сейчас министры только разводят руками и говорят, что невозможно сдержать инфляцию. На финише года мы в лучшем случае выйдем на прошлогодний уровень в 11,7 процента.
- Какая из услуг для нас самая дорогая?
- Дороже всего россиянам обходится оплата отопления и горячей воды - это 40 процентов всех коммунальных платежей. Но, спрашивается, почему? Наши тепловые сети существуют в режиме технологий каменного века. Нигде в мире давно не тянут многокилометровые трубопроводные магистрали для центрального теплоснабжения. В каждом доме стоит мини-котельная и бойлер, к ним подается только холодная вода и газ. Все это работает в автономном режиме, по подвалам не бродят сантехники с газовыми ключами. Нам надо не закапывать в траншеи теплотрассы, которые со временем снова сгниют и будут "сифонить". Надо внедрять принципиально другие технологии.
У нас есть программа модернизации жилищно-коммунального комплекса в рамках целевой федеральной программы "Жилище". К сожалению, в 2005 году на нее выделено всего 3,5 млрд. рублей. С 2006 года финансирование будет увеличено до 18,5 миллиардов. Столько же денег должны привлечь региональные и местные бюджеты. К началу 2008 года общая сумма средств, направляемых в коммунальный сектор, составит около 80 млрд. рублей. Это будет сделано в рамках национального проекта обеспечения граждан России доступным жильем. Губернаторы и муниципальные начальники должны пересмотреть градостроительную стратегию и строить новое жилье по современным технологиям. Это, кстати, входит в круг их должностных обязанностей.
- До сих пор нет внятной методики расчетов экономически обоснованных тарифов?
- Правительство и Госдума не раз требовали от Минрегионразвития таких выкладок. Но надо понимать, что при той технической отсталости отрасли рассчитать тарифы крайне сложно. Если оборудование и сети изношены, то можно насчитать такие тарифы, что не выдержит никакой бюджет. Проще определить цены на услуги там, где ситуация складывается более-менее благополучно, где хозяйство находится в умелых руках. Как раз для того, чтобы положить конец бесплодным попыткам установить единую планку тарифа, решено дать всем верхний предел цен, выше которых прыгнуть в регионах уже не смогут. Крутитесь, господа мэры и губернаторы, как хотите. Где-то скажут вполне обоснованно: не хватает средств. На это ответ простой: ищите. Причем уже не только в кармане россиян, но из других источников. Ведь у каждого есть свой бюджет, пусть думают на местах.
- Можно ли говорить сегодня о 100-процентной оплате коммунальных услуг населением?
- По данным Росстата, в 2005 году население в среднем оплачивает услуги ЖКХ на 84 процента. При этом почти треть этих денег - тепло и вода, которые потеряны по пути к квартирам россиян. В итоге выходит, что население платит до 150 процентов стоимости фактически потребляемых услуг.
Иными словами, отрасль проблемная, но по факту далеко не убыточная. И это одна из причин, почему местные власти всячески тормозят передачу ЖКХ в руки бизнеса.
- По новому Жилищному кодексу с 1 марта 2006 года услуги ЖКХ начнут оказывать частные компании. Однако они не спешат заниматься убыточным бизнесом. Как быть?
- Прежде всего предприниматель, если он решил инвестировать средства в коммунальный бизнес, должен быть защищен законом. Нам нужен закон о финансовом оздоровлении, чтобы старые долги убыточного предприятия не стали тормозом в развитии бизнеса. Другим условием появления конкурентной среды в ЖКХ должна быть борьба с коррупцией. Не секрет, что отрасль с подачи нечистых на руку мэров превратилась в способ выкачивания денег у населения. Зачастую платежи в регионах собирают, как захватчики - дань с завоеванных городов. И давят тарифами до тех пор, пока люди в отчаянии не выйдут на улицу и не перекроют дороги. А все потому, что социалистическая в худшем смысле этого слова затратная система позволяет раздувать тарифы сколько угодно.