- Андрей, вряд ли вы стали бы заниматься программой, будь она вам неинтересна. Чем вам дорог "Смак"?
- Наверное, живостью, незаданностью. Между прочим, многие до сих пор не верят, что эта программа построена исключительно на импровизации, диалоги и шутки не пишутся заранее и не переснимаются. "Смак" оставляет впечатление прямого эфира, мы только вырезаем какие-то длинноты. Допустим, если человек готовит свое блюдо полтора часа, то показывать это малоинтересно. Когда перед программой очередной гость спрашивает, о чем будем с ним говорить, я всегда отвечаю: "Подожди, вот сейчас камеру включим и начнем". В принципе сама кухня была придумана только для того, чтобы создать атмосферу доверительности, поскольку в нашей стране чаще всего общаются именно на кухнях. А так мы могли бы не готовить, а, скажем, вязать, и большой разницы не было бы...
- Не кажется ли вам, что в "Смаке" вы занимаетесь саморекламой?
- Нет, это не рекламная акция. Телевидение меня всегда интересовало как процесс. Когда Костя Эрнст, еще не будучи начальником ОРТ, начал заниматься своим "Матадором", он предложил мне внутри программы устроить смешную кулинарную страничку. Я уже выбрал себе двух ассистенток под метр девяносто, но потом "Матадор" пошел по другому руслу и задуманная страничка оказалась там ни к чему. Тогда у меня появилась идея собственной программы, которую тот же Эрнст поддержал. Сегодня я возглавляю телевизионную компанию, которая производит семь программ, выходящих в эфир. Но в экономическом плане "Смак" остается наиболее успешной, благодаря чему мы имеем возможность снимать и некоммерческие проекты, не приносящие прибыли.
- Какие новые программы ваша телекомпания в ближайшем будущем представит на суд зрителей?
- Мы готовим многосерийный виртуальный детектив по книге одного популярного современного писателя. Дело для нас новое и продвигается очень медленно. Кроме того, почти готов цикл исторических программ "Таинственные истории". Их ведущий Дмитрий Харитонов раскапывает любопытнейшие сюжеты "из жизни", реальной хроники. Еще мне хочется запустить сериал про подводное плавание, все-таки обидно, что у нас до сих пор покупают фильмы Кусто тридцатилетней давности, в то время как техника ушла далеко вперед, и сейчас снимать можно значительно лучше. Есть и еще задумки, которые пока только на бумаге, но рассказывать о них не хочу: уж очень бесстыдно у нас воруют идеи.
- В одном из интервью вы заявили, что передачу "Смак" считаете одним из своих самых "рок-н-ролльных" поступков. Что это значит?
- Дело в том, что видимая свобода музыканта на сцене на самом деле - совершеннейшая несвобода, потому что есть очень большая опасность стать рабом своего сценического образа в угоду заядлым фанатам и поклонникам, любовь которых зла, поскольку они хотят видеть тебя только в привычном им имидже. С горем и печалью я смотрю на некоторых рокеров, которым уже под 50, а они все ходят в проклепанных курточках, звеня цепочками. Я же всегда был свободным человеком и оставлял за собой право поступать так, как считаю нужным. Очень хорошо представляю, как некоторые апологеты рок-н-ролла скривили лица, увидев меня на кухне. Ну так вам, ребята, и надо. Это мое право заниматься тем, что интересно мне...
- Но все-таки на ваших песнях выросло несколько поколений, для которых вы были гуру, одним из кумиров, сформировавших их мировоззрение. Вы не боитесь, что, увидев вас в качестве ведущего "Смака", они были разочарованы и в вас, и в некоторых идеалах, навеянных в том числе и вами?
- Это их проблемы. Я никому в гуру не навязывался, мне гораздо ценнее и интереснее человек, который воспринимает меня без излишнего фанатизма. Я никогда не изображал из себя пророка, так что если кто-то это за меня додумал, то сам и виноват. Подыгрывать кому-либо я не собираюсь, и в этом плане программа "Смак" была сделана вполне осознанно. К тому же, занявшись телевидением, я ведь не бросил музыку.
- Много ли сейчас, на ваш взгляд, интересных, подающих надежды рок-групп и легко ли начинающим раскрутиться?
- Чего-то особенно выдающегося я не вижу. Впрочем, есть ряд клубных команд, и это замечательно, если у нас появилась культура клубов. Что касается раскрутки, то теперь это делать сложнее, чем, допустим, 20 лет назад. Потому что если тогда в подполье появлялось что-то интересное, то через месяц уже было у всех на магнитофонах. Другое дело, что, кроме вот такой неофициальной известности, это им ничего не сулило, ни в какую серьезную работу вылиться не могло. Сейчас, к большому сожалению, все решают деньги, которые с музыкантов стригут всюду: чтобы записаться, чтобы тебя показывали по телевизору... Причем независимо от того, хорошую музыку ты играешь или черт знает что: приносите, платите - покажем.
- Неужели проплачивать приходится и вам - монстру русского рока?
- А чем я отличаюсь? Есть официальные расценки, почти как в магазине.
- Официальные? Или все-таки оплата за показ осуществляется из-под полы?
- Нет, как раз официальные, потому как некий умный человек показ клипов приравнял к рекламе.
- Рекламе чего?
- Твоей продукции, альбома, ансамбля. Конечно, тебя могут один раз бесплатно показать за то, что ты монстр, как вы изволили выразиться, но это ничего не даст. Для того, чтобы клип прошел десять раз, нужно платить.
- "Машина времени" существует более 30 лет, отношения между ее участниками, видимо, не раз осложнялись. Говорят, с Кутиковым у вас какие-то трения...
- Подобных проблем в нашей группе никогда не было. Точнее, были, но с теми людьми, которым в результате пришлось уйти. С Кутиковым у меня прекрасные отношения. Не понимаю, из-за чего нам с ним "тереться"? Довольно много разговоров и слухов вызвал уход из группы Подгородецкого, но человек перестал вписываться в команду, поэтому пришлось его "уйти", ничего более.
- Вы так легко с людьми сходитесь и расходитесь?
- Нет, нелегко. К счастью, это происходит не слишком часто.
- Летом стало известно, что "Машина"... заканчивает работу над очередным альбомом. Он уже вышел?
- Да. Называется он "Место, где свет". Работа над ним далась нам очень нелегко и длилась почти год. Но, по-моему, альбом получился вполне достойным.
- Не так давно у вас вышла книга "Сам овца" - вы решили попробовать себя в качестве писателя?
- Вообще-то это моя пятая книга, так что в этом качестве "пробую" себя уже довольно долго. По крайней мере мне за нее не стыдно. Туда частично вошла книга "Все очень просто", вышедшая лет десять назад. Я дописал к ней, грубо говоря, то, что было до, и то, что было после. Но это не мемуары про себя или про "Машину времени", а какие-то истории, события, встречи, которые показались мне достаточно важными, чтобы изложить их на бумаге.
- Вы занимаетесь не только музыкой, литературой, телевидением, но и графикой, рисуя преимущественно кошек. Года два назад в Москве состоялась ваша выставка, на которой были работы, посвященные именно кошкам: черным, белым, концептуальным. С чем связан такой необычный поворот ваших интересов?
- Меня всегда удивляет, с каким упорством мы ищем в изобразительном искусстве информационную составляющую. Это не справочник и не учебник. Для меня совершенно не важно, что нарисовано, мне важно, как это сделано, насколько хорошо передает состояние и настроение автора. Рисую я не только кошек, но все, что угодно. Хотя вопрос о кошках меня всегда изумляет... А почему бы и нет?
- У вас бывает свободное время? Как вы любите его проводить?
- Свободного времени очень мало. Но если оно вдруг появляется, то я стараюсь куда-нибудь уехать, потому что в Москве распорядиться им совершенно невозможно, все равно находятся какие-то дурацкие дела. Если зимой, то можно поехать в горы покататься на лыжах, а летом - куда-нибудь понырять. Пару раз в году обязательно стараюсь выбираться из Москвы. У меня очень сильная энергетическая связь с природой, и домой возвращаюсь заряженный, как батарейка.
- Вы отдыхаете вместе со своей семьей?
- С чего вы взяли, что у меня есть семья? Если вас интересует, женат ли я на данном отрезке времени, то нет. Хотя это неважно, и я считаю, что личная жизнь потому и называется личной, что в газетах, даже в уважаемом "Труде", обсуждать ее не обязательно.
- Вы закончили архитектурный институт. Есть ли где-либо дома, спроектированные архитектором Андреем Макаревичем?
- Я получил художественное образование, которое имеет отношение к искусству вообще. Оно касается и музыки, и литературы, и графики, и вообще чего угодно, потому что законы гармонии едины для всех видов искусства. Этому нас учили хорошо. Как архитектор я участвовал в проектировании драмтеатра в Нижнем Новгороде. На этом моя архитектурная деятельность закончилась. А до конца музыкальной, надеюсь, еще далеко...