ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ ЦЕН?

Беспрецедентное решение Организации стран - экспортеров нефти сократить с 1 января 2002 года добычу нефти на 1,5 млн. баррелей в сутки - на самом деле своеобразный ультиматум нефтедобывающим странам, не входящим в ОПЕК. Картель предъявил им требование снизить объемы своей добычи на 0,5 млн. баррелей.

По расчетам ОПЕК, Россия должна урезать экспортные поставки почти на 200 тысяч баррелей в сутки. В противном случае арабские страны картеля заявили, что цены на нефть могут упасть до 10 долларов за баррель. Это заявление следует рассматривать как явную угрозу России. В конце прошлой недели, когда нефть марки Brent опустилась до очередного рекордно низкого значения в 17,6 доллара за баррель, Михаил Касьянов подчеркнул, что объемы производства и экспорта нефти в России "определяются правительством в соответствии с предложениями" российских нефтяных компаний. Премьер, таким образом, дал понять, что никто не может диктовать России условия поведения на мировом нефтяном рынке.
Довольно резкое заявление Касьянова адресовано не только ОПЕК, но и российским нефтяным генералам, начавшим было демонстрировать собственное видение ценовой перспективы и путей достижения компромисса с картелем. Все аналитики разом заговорили о грядущей ценовой войне России с ОПЕК и принялись обсуждать возможные итоги конфронтации для обеих сторон.
Большинство экспертов склонны считать, что в этом противостоянии наша страна больше потеряет, нежели обретет. В качестве примера приводится фактор природных условий, при которых издержки добычи сибирской нефти в 4 раза выше, чем в арабских странах. По этой причине ОПЕК может уронить цены так низко, что мы просто не выдержим.
Чтобы выжить в условиях конфронтации, правительству придется пожертвовать финансовым резервом, который оно собиралось сформировать в следующем году. При падении цены черного золота до 15 долларов темпы нашего экономического роста в 2002 году могут снизиться до 2,3 процента. Из-за сокращения валютной выручки рубль ослабнет на 5 - 10 процентов, а инфляция составит 17 процентов. Кроме того, произойдет неизбежное сокращение сбора налогов с предприятий не только нефтяной отрасли, но и многих других, так или иначе связанных в единую цепочку хозяйственных связей. Эффект экономического домино может рассыпать все уже достигнутые успехи России.
По другой версии, возможных событий ничего плохого не случится. Сократи Россия сейчас экспорт нефти, цены на рынке все равно не поднимутся. А вот место нашей нефти на европейском рынке, куда в основном идет российское сырье, быстренько займут Казахстан и Азербайджан. Если все-таки случится падение цен до 10 долларов, то Россия вполне может пережить этот недолгий период, не прибегая к секвестру бюджета.
Между тем благоприятная внешнеполитическая ситуация позволяет нам надеяться, что страны Запада будут благосклонны в части возможного списания наших долгов. Не случайно Касьянов сделал в Мадриде замечание, что "сегодня у нас иной уровень доверия с Западом, и на этом должны быть основаны политические выводы".
Что же касается ультиматума ОПЕК, то еще неизвестно, кто больше от него пострадает. Ведь бюджеты арабских участников картеля почти целиком основаны на нефтяных доходах. А бедные Венесуэла и Нигерия вообще не потянут затяжного ценового конфликта с Норвегией и Россией.
Так что война цен при любом раскладе объективно выгодна только развитым странам, стремящимся решить свои экономические проблемы за счет низкой стоимости энергоносителей. Прагматичные американцы к тому же получили наконец реальный шанс реализовать свое желание и поставить на место очень уж несговорчивую в последнее время ОПЕК. В этом варианте нефтяной альянс России и США кажется не столь фантастичным. За океаном не могут полностью полагаться на партнерство с арабскими шейхами в ситуации, когда Америка проводит антитеррористическую операцию в единоверном для них Афганистане.
В интересах России не развязывать беспощадной борьбы с картелем, сохранив с ним ровные отношения, не уступая никаким ультиматумам ОПЕК, извлечь собственную выгоду. Тогда с нами будут считаться и арабские страны, и Запад, с которым можно договориться по целому ряду ключевых вопросов.
А пока правительство готовится к худшим временам, не исключая решительно возможности пересмотра бюджета-2002. Тем более что на этой неделе цена российской нефти временами падала уже до опасной отметки 15,49 доллара за баррель. Правда, ценовая ситуация несколько изменилась в лучшую сторону после заявлений Норвегии и Мексики о возможном достижении соглашения с Россией по вопросу снижения производства нефти. Нашу нефть по январским контрактам продавали уже по 17,50 доллара за баррель.