Две беседы Блэра, лейбориста и сторонника "третьего пути" для Британии, с нашими президентом и председателем правительства в течение первой половины вчерашнего дня (вечером гость вернулся домой) едва ли способны привести к каким-либо судьбоносным решениям. Скоре всего, правы те политологи, которые не перестают объяснять возникновение пунктирной оси Лондон - Москва лишь психологической совместимостью двух лидеров и, как следствие, возможностью для Запада поддерживать диалог с Россией в режиме "горячей линии".
Помимо всего, для кремлевского руководства Тони Блэр может служить надежным передаточным звеном в общении и с США, и с "семеркой", и с клубами кредиторов - лондонским и парижским, и с Европейским союзом.
Повестка дня была подобрана соответствующим образом. Двусторонние торгово-экономические и прочие связи. Место и роль британского инвестиционного капитала в оживающей российской экономике. Перспективы поставок наших энергоносителей в пережившую бензиновую лихорадку Западную Европу. Ожидать, что в Москве Тони Блэр благословит своих бизнесменов на крупные капиталовложения в Россию, не приходилось. К тому же свита из деловых людей, обычно составляющая почетный "обоз" главы кабинета, в этот раз отсутствовала: собрать их вместе в сжатые сроки, сообщает Би-би-си, оказалось непосильной задачей.
Тем не менее Блэр наверняка с интересом выслушал информацию о преобразовании в России базара в рынок, установлении "диктатуры закона" и наведении порядка во властных вертикалях и горизонталях. В свою очередь, Путин должен был прозондировать настроения лондонского гостя в отношении своей разоруженческой инициативы сократить арсеналы ядерных боеголовок России и США - вопреки, но в увязке с твердым намерением американцев похоронить Договор по ПРО и развернуть системы "звездных войн". Едва ли хватило времени узнать из первых уст, какие именно цели ставит перед собой Евросоюз при создании мобильной ударной группировки, какие задачи будет решать панъевропейская армия в составе 100 тысяч солдат, 400 самолетов и 100 боевых кораблей, само наличие которой превращает доселе чисто гражданский альянс, по мнению лондонской "Таймс", в самостоятельную военную державу.
Избежать темы "европейской НАТО" в любом случае не удастся. Если судить по комментарию в "Гардиан", считающейся леволиберальной газетой, страны ЕС отныне уже "не будут долго собираться с силами, прежде чем вмешаться в вооруженный конфликт, как это было в Боснии и Косово, и что они более не останутся в стороне от таких горячих точек, как Курдистан или Чечня".
В любом случае диалог напрямую между Путиным и Блэром самодостаточен как проявление открытости обеих сторон и ценен как иллюстрация новой более динамичной внешней политики России, когда ее все чаще принимают такой, как она есть, с ее недостатками и преимуществами. В этом контексте важно как и признание, сделанное перед приездом Блэром (Путин - "сильный лидер, ведущий Россию в правильном направлении"), так и место первого свидания двух лидеров - ужин в приватной обстановке в ресторане "Пивнушка" на Ленинском проспекте вместе с обычными посетителями.
И последний штрих. Во время трапезы, которая завершилась около полуночи, высокие договаривающиеся стороны проявили единодушие при ознакомлении с меню и выборе блюд и напитков. Гастрономическая дипломатия, прежде не столь широко практиковавшаяся нами, похоже, дает первые плоды.