Колеса второй свежести

Российский авторынок будто вернулся в начало 90-х, когда границы открылись и к нам хлынул поток подержанных иномарок

Предложение пока удовлетворяет спрос, а продажи бьют рекорды. Но как долго может продержаться вторичный рынок без притока новых автомобилей?

Резкое подорожание новых автомобилей вынуждает россиян активно приобретать подержанные машины. В последние месяцы продажи превышают полмиллиона авто: в августе — 563 тысячи штук, в сентябре — 511 тысяч. А вот данные аналитического агентства «Автостат» о продажах новых автомобилей. По сравнению с прошлогодними показателями объем первичного предложения сократился в 10 (!) раз. В результате если в прежние годы на одну продажу нового автомобиля приходились 3-4 подержанные машины, то сейчас это соотношение выглядит как 1 к 10.

Что касается структуры вторичного рынка, то тут без особых новостей: иномарки гораздо популярнее моделей российского производства. На долю дешевых поделок отечественного автопрома меньше трети продаж, остальное составляет продукция зарубежных брендов. Безоговорочные лидеры — Hyundai Solaris и Kia Rio. Каждая из моделей в сентябре нашла около 12 тысяч покупателей. Хорошим спросом у россиян также пользуются Ford Focus, Toyota Corolla и Camry. Машины из разряда трудяг.

А вот среди российских производителей на вторичном авторынке спросом пользуется продукция «АвтоВАЗа» (в общей сложности более 100 тысяч объявлений от физических и юридических лиц). В тройке самых востребованных моделей Lada Samara (в девичестве — ВАЗ 2114), Priora и Granta.

О том, что рынок подержанных автомобилей будет и дальше выглядеть все привлекательнее для российских покупателей, говорят и другие цифры. Так, количество объявлений о продаже на профильных сайтах с начала года выросло более чем на 10%. При этом автомобили находят новых хозяев все быстрее: в сентябре этот показатель составил 40 дней.

Что касается цен, то они растут не так стремительно, как в сегменте новых авто. Возможно, сказывается частичная мобилизация, из-за которой для части платежеспособного населения поменялись жизненные приоритеты, и наличие авто перестало быть первостепенной задачей.

По данным «Автостата», средняя стоимость подержанного автомобиля сейчас составляет 1,25 млн рублей. Примерно на 20% больше, чем в начале года, и в полтора раза больше, чем в прошлом сентябре. При этом продажи в сегменте дорогих автомобилей (стоимостью более 3 млн рублей) практически остановились, а вот в ценовом сегменте до 2 млн сохраняется высокий уровень спроса. По словам автоэксперта Сергея Бургазлиева, это универсальный индикатор реального уровня платежеспособности населения.

На данный момент предложение на вторичном рынке удовлетворяет спрос. В сентябре на продажу было выставлено более 1,2 млн автомобилей. Но каковы хотя бы среднесрочные перспективы? Пока рынок продолжает обновляться за счет притока наиболее ликвидных и относительно свежих авто, которые продают первые владельцы. Но рано или поздно запас будет исчерпан. Ведь автопарк год от года будет только стареть.

В сложившихся обстоятельствах, по мнению Сергея Бургазлиева, есть только один способ остановить превращение рынка подержанных автомобилей в ярмарку ржавых образин — увеличить объем предложения новых авто. «Это одна из приоритетных задач правительства, решать которую необходимо не только за счет параллельного импорта, но и за счет принудительного запуска расположенных на территории России автомобильных заводов, принадлежащих иностранным компаниям», — считает эксперт. Дело за малым: как-то решить вопрос с комплектующими, которых пока не хватает даже для «АвтоВАЗа», изо всех сил пытающегося нарастить объемы производства.