Здесь находят руду, ихтиозавров и... судьбы
Курским рудокопам пролетарский поэт Владимир Маяковский посвятил стихотворение «Временный памятник». Заканчивалось оно такими строчками: «Двери в славу — двери узкие, / но как бы ни были они узки, / навсегда войдете вы, кто в Курске / добывал железные куски». Руду здесь добывают до сих пор. Но подземные кладовые хранят и другие богатства, открывающие страницы неизвестной истории.
Поэт оказался прав: День металлурга в Старом Осколе сегодня отмечают пышнее всех прочих праздников. Хотя руду в этом городке, стоящем на Курской магнитной аномалии, начали добывать уже после войны. В июне 1961 года экскаватор снял первый слой вскрыши там, где стрелка компаса напрочь отказывалась показывать север и юг. А спустя еще семь лет взрыв выворотил первые груды железной руды. Иначе ее из земли не добыть. С тех пор жители городских окраин каждую третью неделю, строго в отведенный час ощущают вздрагивающую почву под ногами.
К месту очередного взрыва сразу направляются экскаваторы. Следом по склонам ползут многотонные «БелАзы», доставляют руду на перегрузочные узлы, где ждут железнодорожные составы. На обогатительной фабрике после дробления крупных кусков получают обогащенный концентрат, из него уже делают окатыши — сырье для металлургов.
Обо всем этом рассказывал наш сопровождающий, гидрогеолог Александр Краснов. Сначала он, вручив каждому по каске и светоотражающему жилету, предложил внимательно прочитать правила техники безопасности. Затем на смотровой площадке зорко следил, чтобы гости не заступали за черту, за которой обрывистый зев котлована. Два года назад с дипломом выпускника Московского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе он вернулся на Стойленский горнообогатительный комбинат. Исполинский его карьер имеет три километра в диаметре и в ясные дни хорошо виден из космоса. Ежегодно он выдает на-гора 40-42 млн тонн руды.
Спрашиваем: в чем задача гидролога? Оказывается, осушать карьер, перекрывать подземные воды. Если вовремя не отвести воду в специально пробуренные скважины, а оттуда — в дренажную шахту, то карьер просто затопит. Так случилось пару лет назад на алмазной трубке «Мир» в Якутии. Как уточняет Александр, из шахты Стойленского ГОКа откачивают по 5 тысяч «кубов» в час. Кстати, среди всех ГОКов Курской магнитной аномалии Стойленский считается самым обводненным. Перманентная борьба с водой стоит свеч: запасов высококачественной руды для отечественной металлургии здесь хватит как минимум на 100 лет.
В завершение экскурсии Краснов повел нас в местный палеонтологический музей, который постоянно пополняется доисторическими артефактами. Гидролог подробно и с большим знанием дела рассказал, где они были найдены, какие имеют археологические особенности. Оказалось, нашего гида уже давно увлекают экспонаты, заботливо собранные основателем музея Владимиром Букатовым. Краснов был ему незаменимым помощником, и когда наставник уехал по семейным обстоятельствам, то именно ученику доверил столь драгоценную коллекцию. Так в свободное от основной работы время гидролог стал смотрителем музея.
«В меловых слоях останки животных прекрасно сохраняются, а в наших местах миллионы лет назад ящеры обитали во множестве, — рассказывает Александр. — Сегодня наш музей известен всей России — сюда приезжают археологи из Москвы и Саратова, помогают идентифицировать находки. Были ученые даже из Германии, кое-что на память просили, но кто же им даст. Что мы можем узнать по останкам? Ну вот, например, что в середине мелового периода — около 100 млн лет назад — на месте нашего карьера шумели морские волны. Здесь водились акулы, скаты, давно исчезнувшие рыбы, морские рептилии, а также ихтиозавры, плезиозавры, черепахи. Одна из наших древних химеровых рыб даже получила название «Стойлодон энигма», что в переводе — «загадочный зуб из Стойленского карьера». Есть останки мамонта в слое красной глины — это самые молодые экспонаты музея. Ценнейшая находка, обнаруженная при раскопках в карьере, — зубы и фрагменты челюсти древнего морского ихтиозавра платиптеригиуса, достигавшего в длину 9 метров».
Ихтиозавр — самое быстрое существо, проворный, напоминающий сегодняшнего дельфина. Его фрагментов в местном музее столько, что можно собрать целый экземпляр чудовища. Или вот еще удивительное открытие: в песках карьера по позвонкам и зубам идентифицировано 18 (!) видов акул. Что любопытно: у ныне живущих морских хищниц зубы такой же формы, что и у их предков мелового периода.
В завершение Александр продемонстрировал модные у любителей экзотических украшений раковины аммонитов — вымерших головоногих моллюсков. Их находят в слоях возрастом от 390 до 66 млн лет. А еще в коллекции музея есть белемниты, представители отряда вымерших головоногих моллюсков, особенно расплодившиеся в юрском и меловом периодах. Эти хищники хорошо плавали с помощью плавников, имели крупные глаза, роговые челюсти и чернильный мешок. Внутри тела белемнита был массивный карбонатный ростр, похожий на наконечник стрелы. В фольклоре порой их связывали с ударами молний и с богами-громовержцами. В одних местностях их называли пальцами дьявола, а в других — Богоматери или святого Петра, и, соответственно, знахари считали, что они могут лечить от всяких болезней... На вопрос о том, как он относится к слухам о негативном влиянии аномалии на окружающий мир, Александр только пожал плечами — мол, все это не более чем досужие разговоры. Хотя в бульварной прессе время от времени пишут про регулярные визиты НЛО в здешние края. В свое время в Курске было даже организовано уфологическое общество, которое за первый год своего существования якобы зафиксировало более полусотни подобных случаев.
Но надо сказать, что одну явную аномалию мы отметили: удивительную тягу жителей провинциального городка к искусству. Об этом вечером после спектакля мы говорили с генеральным директором Стойленского ГОКа Сергеем Напольских: в местном театре для детей и молодежи им. Б. И. Равенских. Сергей Александрович, завсегдатай театра, улыбнувшись по поводу влияния аномалии, подтвердил: билеты на спектакли сюда труднее достать, чем в Большой театр. А каждое представление зрители провожают стоя, чего не в каждом столичном театре увидишь.
— У нас отличная труппа профессионалов — вот в чем причина, — говорит он. — Ее собрал замечательный ученик Георгия Товстоногова Семен Лосев. Ему удалось поднять интерес старооскольцев к постановкам отечественной и зарубежной драматургии. Мы постоянно приглашаем к нам лучшие творческие коллективы страны. А недавно по случаю 60-летия ГОКа, в честь первого экскаваторного ковша, организовали концерт прямо в карьере. В холодный ветреный день зрителей согревала музыка Свиридова, Моцарта, Пуччини, которую подарил Белгородский симфонический оркестр. Такое не забывается...
Нет, что ни говорите, а все-таки магнитная аномалия еще не до конца изучена.