На условиях анонимности пять видных специалистов по подбору персонала рассказали «Труду», как профессия отравляет им жизнь.
Валерия С. , заместитель директора
— Главный минус — высокая эмоциональная напряженность. Рекрутеры проводят до 50 встреч в неделю, и каждый раз надо наладить контакт, настроиться на волну кандидата, оценить человека. Люди приходят разные,
Бывает, замечаю за собой признаки профессиональной деформации. Слишком часто возникает соблазн оценить нового знакомого по привычным критериям. Иногда в беседах проскакивают типичные для собеседования вопросы.
Важная особенность профессии — это постоянная работа с людьми, которые как минимум приукрашивают себя, а иногда и откровенно обманывают. Как следствие, у многих рекрутеров формируется недоверчивость, что негативно сказывается даже на личных контактах.
И, наконец, высокая ответственность. Результаты работы рекрутера очень заметны. Через 1–2 месяца работы человека станет понятно, ошибся рекрутер с выбором или все сделал правильно. Если сотрудник не подошел, желающих высказать свое мнение о качестве работы рекрутера очень много.
Вера И., управляющий партнер консалтинговой компании:
— Вот только некоторые минусы работы рекрутера.
Владимир Р., директор по развитию розничной сети:
— Минусы работы чаще всего связаны с позицией начальства. Ты предоставляешь руководству выбор. И если тот выбирает «плохого» кандидата, виноват я. Меня тут же обвиняют в некомпетентности, хотя зачастую сам заказчик не в состоянии сформулировать конкретные параметры, по которым я должен осуществить поиск.
Рекрутмент — неблагодарная профессия, особенно в системе подбора массового персонала. Очень часто начальство требует невозможного. Это касается сроков, количества сотрудников, зарплат. Всем хочется «канарейку за копейку».
Я сам пострадал в такой ситуации. На одном из прошлых мест мне нужно было найти няню в семью акционера компании. Няня требовалась не простая. И чтобы жила неподалеку, и чтобы машина была, и чтобы обучала и первого, и второго ребенка,
Анна У., директор по персоналу телекоммуникационной компании:
— Для меня лично минус — это необходимость иногда увольнять хороших людей и профессионалов. Я считаю, что делаю это лучше других. Именно потому, что мне это не нравится. Поэтому это тоже не минус. Парадокс?
Светлана К., руководитель рекрутинговой компании:
—
Если генеральный директор — самодур,
Иногда хочется поменять профессию. Особенно когда предлагаешь очередную идею руководству, а оно не готово ее принять. Другой случай — ты понимаешь, что бренд работодателя вредит твоей репутации. Тогда компания «кидает» персонал, а значит, и ты тоже.
У каждого
Валерия С.:
— Рекрутеры часто попадают под общие стереотипы, считая, что молодые — более активные, мужчины — логичные, а евреи — умные. Данные заблуждения влияют на решение на последнем этапе, когда выбирается сотрудник из оставшихся
Опытный эйчар может продать кандидата работодателю. Были ситуации, когда продвигали работника, потому что не было сил и желания искать
Я стараюсь учиться на ошибках. Однажды я проводила собеседование с кандидатом на позицию руководителя отдела продаж. Знаете, такие люди умеют подать и продать себя. Вот и я поддалась обаянию соискателя. Конечно, умение забалтывать и обаять — незаменимые качества для любого продажника. Я подумала, что это идеальный кандидат. Поэтому я не проверила обстоятельно профессиональные компетенции и личные качества.
Вера И.:
— Иногда личное отношение рекрутера может повлиять на исход собеседования.
Расскажу случай со слов кандидата. Собеседование на позицию менеджера по продажам. Кандидатка окончила консерваторию по классу фортепиано, опыта работы в продажах нет, налицо только необходимые для продажника личные
Как выясняется позже, среди хобби
Владимир Р.:
— Очень обидно, когда ошибаешься с выбором сотрудника, хотя искренне верил в человека. Я подобрал сотрудницу на позицию тренера из числа
Светлана К.:
— Я пробовала проводить стрессовое интервью, но больше этот метод не использовала — результат не удовлетворил, а вызвал досаду и стыд. Жесткость можно проявлять к тем кандидатам, кто точно не подходит и от кого
Признаюсь, я была несправедлива к соискателям. При отсутствии времени есть соблазн не вникать в детали и не разбираться во всем детально, а сделать вывод на основе первого впечатления.
Владимир Р.:
— Меня раздражает большое количество вранья. Все любят говорить о достижениях, которых на самом деле нет, и ни слова о реально существующих проблемах. Я читаю интервью человека в журнале — он убеждает меня в одном. Прихожу в магазин и вижу совершенно другое. Все это очень раздражает.
Один действительно неплохой
А вот что касается соискателей, всегда, особенно при наборе топовых сотрудников, неосознанно испытываешь следующие чувства: я тебя устроил — ты должен быть мне благодарен. На мой взгляд, это нормальная эмоция, не нужно ее гасить. Зачем? Ты сделал правильный выбор для компании и одновременно помог человеку найти работу.
Анна У.:
— Сейчас в коллегах уже ничего не раздражает — «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Однажды расставалась с коллегой с формулировкой «ты не любишь людей», и на его вопрос, не стоит ли ему сменить профессию, ответила, что такие эйчары, как он, тоже востребованы, просто в других местах. Он сейчас очень, насколько я знаю, успешен. И дай ему бог удачи…
Светлана К.:
— Ужасно раздражает зазнайство — профессиональный снобизм, уничижительное отношение к
Они берут взятки за трудоустройство, распределяют вакансии между знакомыми и принимают на работу только тех, кто им нравится. Эти и другие мифы разоблачают рекрутер и кадровик.
Валерия С., заместитель директора
Рекрутеры распределяют вакансии между своими знакомыми и родственниками.
Факт
Хороший рекрутер закрывает в год до 120 позиций. Найти такое количество кандидатов, удовлетворяющих требованиям работодателя, среди своего окружения невозможно. Решение о приеме принимается в несколько этапов (до 8–10 собеседований). На каждом из этапов оценивается уровень кандидата. Любая попытка протолкнуть «нужного человека» оборачивается затратами времени и сил на пустые просмотры людей.
Рекрутеры берут деньги с кандидатов за самые интересные вакансии.
Факт
Ни одна из приличных кадровых компаний не берет деньги заранее, так как решение о приеме сотрудника принимает только работодатель. Мнение о том, что специалисты по подбору внутри компании берут взятки, противоречит здравому смыслу: как только человек, принятый за деньги, устроится в компанию, факт манипуляций станет известен, и сотрудника могут уволить по статье.
Мнение рекрутера ничего не решает.
Факт
Специалисты по подбору оценивают людей каждый день на протяжении многих лет. Грамотный рекрутер может дать очень точную
Факт
В рекрутинге очень много специалистов со специальным образованием, которые не только владеют технологиями оценки, но и прекрасно разбираются в профессиональной области. Что и неудивительно: попробуйте 5 дней в неделю по 6–8 часов беседовать с бухгалтерами. Уже через 7 дней вы будете точно знать специфику работы на каждом участке. Но, согласитесь, у кого из кандидатов дойдут руки описать опыт общения с профессиональным рекрутером? Гораздо проще поделиться негативным опытом взаимодействия с молодыми специалистами, нарисовать это ярко и эмоционально.
Основной критерий выбора — «нравится/не нравится».
Факт
Если бы это было правдой, в компаниях работали бы исключительно высокие обаятельные молодые люди с белозубыми улыбками, сумевшие понравиться
Светлана К., руководитель рекрутинговой компании
Факт
Это неправда, для такого повышения нужны разные способности и компетенции.
Факт
Не во всех, но отчасти это правда, однако многое зависит от первого лица и управленческой команды.
Факт
Это частично верно. Но по многим вопросам стратегического характера роль кадровика ограничивается подготовкой и аргументацией решений, а сами решения принимает первое лицо.