Что скрывает тот, кто нанимает

Рекрутеры делятся неприятными подробностями о своей профессии

На условиях анонимности пять видных специалистов по подбору персонала рассказали «Труду», как профессия отравляет им жизнь.

«Оцениваю новых знакомых по привычным критериям»

Валерия С. , заместитель директора HR-службы инвестиционной компании:

— Главный минус — высокая эмоциональная напряженность. Рекрутеры проводят до 50 встреч в неделю, и каждый раз надо наладить контакт, настроиться на волну кандидата, оценить человека. Люди приходят разные, кто-то находится в подавленно-депрессивном состоянии, кто-то агрессивен, кто-то теряется. Рекрутер должен справиться не только с чужими, но и со своими эмоциями, постараться не заразиться настроением кандидата.

Бывает, замечаю за собой признаки профессиональной деформации. Слишком часто возникает соблазн оценить нового знакомого по привычным критериям. Иногда в беседах проскакивают типичные для собеседования вопросы.

Важная особенность профессии — это постоянная работа с людьми, которые как минимум приукрашивают себя, а иногда и откровенно обманывают. Как следствие, у многих рекрутеров формируется недоверчивость, что негативно сказывается даже на личных контактах.

И, наконец, высокая ответственность. Результаты работы рекрутера очень заметны. Через 1–2 месяца работы человека станет понятно, ошибся рекрутер с выбором или все сделал правильно. Если сотрудник не подошел, желающих высказать свое мнение о качестве работы рекрутера очень много.

«Постоянные переработки»

Вера И., управляющий партнер консалтинговой компании:

— Вот только некоторые минусы работы рекрутера.

Во-первых, постоянные задержки на работе. Как правило, кандидаты, ищущие новую работу, на собеседование могут приходить только после окончания рабочего дня, то есть в 19–20 часов.

Во-вторых, отсутствие практики подписания Job Offer в нашей стране. Ищешь кандидата месяцами, находишь, он проходит все этапы трудоустройства, а в тот момент, когда ты его уже ждешь и уволил сотрудника с его должности, он отказывается от работы. Хорошо, если хотя бы сообщает об этом — часто просто не приходит, а телефоны заблокированы.

«Работаю козлом отпущения»

Владимир Р., директор по развитию розничной сети:

— Минусы работы чаще всего связаны с позицией начальства. Ты предоставляешь руководству выбор. И если тот выбирает «плохого» кандидата, виноват я. Меня тут же обвиняют в некомпетентности, хотя зачастую сам заказчик не в состоянии сформулировать конкретные параметры, по которым я должен осуществить поиск.

Рекрутмент — неблагодарная профессия, особенно в системе подбора массового персонала. Очень часто начальство требует невозможного. Это касается сроков, количества сотрудников, зарплат. Всем хочется «канарейку за копейку».

Я сам пострадал в такой ситуации. На одном из прошлых мест мне нужно было найти няню в семью акционера компании. Няня требовалась не простая. И чтобы жила неподалеку, и чтобы машина была, и чтобы обучала и первого, и второго ребенка, и т. п., и т. п., а платить за все это он был готов не самые большие деньги. Меня как заместителя HR-службы оценивали не по тому, сколько персонала я устроил в компанию, а по тому, удастся ли мне найти няню для руководителя! Я подбирал, ему не нравилось. Я пытался объяснить, что на рынке огромная текучка, что требования чересчур завышены, но кто меня слушал? В ответ было все вплоть до скрытой постановки вопроса об увольнении. В итоге мне все-таки удалось уговорить руководителя снизить свои требования.

«Приходится увольнять хороших людей»

Анна У., директор по персоналу телекоммуникационной компании:

— Для меня лично минус — это необходимость иногда увольнять хороших людей и профессионалов. Я считаю, что делаю это лучше других. Именно потому, что мне это не нравится. Поэтому это тоже не минус. Парадокс?

«Теряю веру в людей и становлюсь циничной»

Светлана К., руководитель рекрутинговой компании:

— HR-директор теряет розовые очки, оставляет веру в людей, становится циничным и в итоге перестает быть компетентным.

Если генеральный директор — самодур, HR-менеджер ничего не сможет сделать. А работа может быть только в контакте с первым лицом.

Иногда хочется поменять профессию. Особенно когда предлагаешь очередную идею руководству, а оно не готово ее принять. Другой случай — ты понимаешь, что бренд работодателя вредит твоей репутации. Тогда компания «кидает» персонал, а значит, и ты тоже.

Чего они стыдятся

У каждого HR-менеджера бывают проколы и слабости. Наши герои делятся историями из практики.

«Поддалась чарам соискателя»

Валерия С.:

— Рекрутеры часто попадают под общие стереотипы, считая, что молодые — более активные, мужчины — логичные, а евреи — умные. Данные заблуждения влияют на решение на последнем этапе, когда выбирается сотрудник из оставшихся двух-трех кандидатов.

Опытный эйчар может продать кандидата работодателю. Были ситуации, когда продвигали работника, потому что не было сил и желания искать кого-то лучшего на рынке.

Я стараюсь учиться на ошибках. Однажды я проводила собеседование с кандидатом на позицию руководителя отдела продаж. Знаете, такие люди умеют подать и продать себя. Вот и я поддалась обаянию соискателя. Конечно, умение забалтывать и обаять — незаменимые качества для любого продажника. Я подумала, что это идеальный кандидат. Поэтому я не проверила обстоятельно профессиональные компетенции и личные качества. Все-таки это не просто линейный сотрудник, а руководитель. Нужен был системный человек, а мой кандидат не мог смотреть дальше своего участка. Через полгода он был уволен из компании за профнепригодность.

«Приняла на работу, потому что совпало хобби»

Вера И.:

— Иногда личное отношение рекрутера может повлиять на исход собеседования.

Расскажу случай со слов кандидата. Собеседование на позицию менеджера по продажам. Кандидатка окончила консерваторию по классу фортепиано, опыта работы в продажах нет, налицо только необходимые для продажника личные качества: коммуникабельность, активность, целеустремленность и другие. Среди хобби — игра на кото, японском щипковом музыкальном инструменте. Обсудив общие вопросы про опыт и образование, HR-менеджер интересуется хобби кандидата. Кандидат рассказывает о своем увлечении и попадает в точку.

Как выясняется позже, среди хобби HR-менеджера — Япония и все, что с ней связано. Начинается разговор по душам. Несложно догадаться, что если два увлеченных одним делом человека беседуют, то в конце разговора они кажутся друг другу почти родными. Кандидата берут на работу. Когда руководитель отдела продаж вышла после отпуска на работу, она схватилась за голову: кого ей взяли в отдел?! Научить музыканта продавать и, главное, вовремя приходить на работу, не срывать сделки — все-таки представитель творческой профессии — оказалось невозможным, и через некоторое время девушку уволили.

«Подобрал бестолковую студентку»

Владимир Р.:

— Очень обидно, когда ошибаешься с выбором сотрудника, хотя искренне верил в человека. Я подобрал сотрудницу на позицию тренера из числа студенток-отличниц. Я знал ее лично. Она работала у нас во время практики помощником тренера, но как самостоятельный тренер оказалась абсолютно неспособной. В результате ей пришлось уйти из компании демотивированной и негативно настроенной, даже обозленной.

«Была необоснованно жестока на собеседовании»

Светлана К.:

— Я пробовала проводить стрессовое интервью, но больше этот метод не использовала — результат не удовлетворил, а вызвал досаду и стыд. Жесткость можно проявлять к тем кандидатам, кто точно не подходит и от кого побыстрее нужно избавиться.

Признаюсь, я была несправедлива к соискателям. При отсутствии времени есть соблазн не вникать в детали и не разбираться во всем детально, а сделать вывод на основе первого впечатления.

Опрос: Что вас раздражает в коллегах?

Владимир Р.:

— Меня раздражает большое количество вранья. Все любят говорить о достижениях, которых на самом деле нет, и ни слова о реально существующих проблемах. Я читаю интервью человека в журнале — он убеждает меня в одном. Прихожу в магазин и вижу совершенно другое. Все это очень раздражает.

Один действительно неплохой HR-менеджер говорил, что провел 5000 интервью. Кто-то из коллег подсчитал необходимое для этого время — оказалось, что он безбожно врет. Да и вообще какая разница, сколько собеседований ты провел? Где результат?

А вот что касается соискателей, всегда, особенно при наборе топовых сотрудников, неосознанно испытываешь следующие чувства: я тебя устроил — ты должен быть мне благодарен. На мой взгляд, это нормальная эмоция, не нужно ее гасить. Зачем? Ты сделал правильный выбор для компании и одновременно помог человеку найти работу.

Анна У.:

— Сейчас в коллегах уже ничего не раздражает — «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Однажды расставалась с коллегой с формулировкой «ты не любишь людей», и на его вопрос, не стоит ли ему сменить профессию, ответила, что такие эйчары, как он, тоже востребованы, просто в других местах. Он сейчас очень, насколько я знаю, успешен. И дай ему бог удачи…

Светлана К.:

— Ужасно раздражает зазнайство — профессиональный снобизм, уничижительное отношение к руководителю-дилетанту. Не могу мириться с всезнайством — утомленностью от собственного знания ответов на все вопросы.

 Профессия рекрутера: Мифы и реальность

Они берут взятки за трудоустройство, распределяют вакансии между знакомыми и принимают на работу только тех, кто им нравится. Эти и другие мифы разоблачают рекрутер и кадровик.

Валерия С., заместитель директора HR-службы инвестиционной компании

Миф 1

Рекрутеры распределяют вакансии между своими знакомыми и родственниками.

Факт

Хороший рекрутер закрывает в год до 120 позиций. Найти такое количество кандидатов, удовлетворяющих требованиям работодателя, среди своего окружения невозможно. Решение о приеме принимается в несколько этапов (до 8–10 собеседований). На каждом из этапов оценивается уровень кандидата. Любая попытка протолкнуть «нужного человека» оборачивается затратами времени и сил на пустые просмотры людей.

Миф 2

Рекрутеры берут деньги с кандидатов за самые интересные вакансии.

Факт

Ни одна из приличных кадровых компаний не берет деньги заранее, так как решение о приеме сотрудника принимает только работодатель. Мнение о том, что специалисты по подбору внутри компании берут взятки, противоречит здравому смыслу: как только человек, принятый за деньги, устроится в компанию, факт манипуляций станет известен, и сотрудника могут уволить по статье.

Миф 3

Мнение рекрутера ничего не решает.

Факт

Специалисты по подбору оценивают людей каждый день на протяжении многих лет. Грамотный рекрутер может дать очень точную личностную и профессиональную характеристику кандидату, которая обычно проверяется практикой. Конечно, и в работе рекрутеров бывают ошибки, но если их процент велик (более 5%), с таким специалистом работодатель разрывает отношения очень быстро.

Миф 4

Девочки-рекрутеры ничего не знают.

Факт

В рекрутинге очень много специалистов со специальным образованием, которые не только владеют технологиями оценки, но и прекрасно разбираются в профессиональной области. Что и неудивительно: попробуйте 5 дней в неделю по 6–8 часов беседовать с бухгалтерами. Уже через 7 дней вы будете точно знать специфику работы на каждом участке. Но, согласитесь, у кого из кандидатов дойдут руки описать опыт общения с профессиональным рекрутером? Гораздо проще поделиться негативным опытом взаимодействия с молодыми специалистами, нарисовать это ярко и эмоционально.

Миф 5

Основной критерий выбора — «нравится/не нравится».

Факт

Если бы это было правдой, в компаниях работали бы исключительно высокие обаятельные молодые люди с белозубыми улыбками, сумевшие понравиться девчонкам-рекрутерам. Профессионалы обычно более суровы к слишком обаятельным кандидатам, подозревая, что за красивым фасадом ничего не скрывается.

Светлана К., руководитель рекрутинговой компании

Миф 6

HR-директор может стать генеральным директором.

Факт

Это неправда, для такого повышения нужны разные способности и компетенции.

Миф 7

HR-директор виноват во всех проблемах с персоналом.

Факт

Не во всех, но отчасти это правда, однако многое зависит от первого лица и управленческой команды.

Миф 8

HR-директор принимает все решения относительно персонала.

Факт

Это частично верно. Но по многим вопросам стратегического характера роль кадровика ограничивается подготовкой и аргументацией решений, а сами решения принимает первое лицо.