СПРОСИТЕ У МИНИСТРА:

Студенты Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана пригласили к себе на разговор министра образования и науки Андрея Фурсенко.

На мой вопрос: "Зачем вам это нужно?" - молодые люди, до отказа заполнившие актовый зал вуза, отвечали по-разному. Чаще всего звучало: "Хотим из первых уст узнать о реформе образования. Надоело питаться чужими мнениями, недомолвками, недостоверной информацией". Некоторые цитировали вопросы, которые собирались задать министру. Илья Рабинков, 1-й курс: "Меня интересует все, связанное с военными кафедрами. После МГТУ не хочется идти в армию. Здесь, между прочим, готовят по многим военным профессиям. Почему не сделать так, чтобы выпускники шли на оборонные предприятия? Фактически - в ту же армию, только не в кирзовых сапогах и не лысыми". Игорь Кузьмин, 3-й курс: "Прошел слух, что скоро стипендию будут получать только отличники и малообеспеченные. Считаю такой подход неправильным - у остальных ребят пропадет важный стимул к учебе. А что думает сам министр образования?"
Андрей Фурсенко, получивший записку с вопросом Игоря одной из первых, заявил: "Министерство не собирается жестко навязывать вузам свое мнение по поводу стипендий. Сколько и кому конкретно платить, должны решать ученый совет и студенческий профсоюзный комитет. Кто лучше сможет обеспечить социальную справедливость? Но вместе с тем хочу у вас спросить: может ли молодой человек решить свои житейские проблемы на академическую стипендию - 600 рублей в месяц? Или даже на сложенные вместе академическую и социальную стипендии, что составит 1500 рублей? Объем академической стипендии должен быть как минимум 1,5 - 2 тысячи рублей. Ровно столько же следовало бы выплачивать в виде социальной стипендии. Три с половиной, четыре тысячи - уже какие-то деньги. Если еще и подработать, то можно скромно прожить. Да вот проблема: платить такие деньги каждому студенту государство не в состоянии. Не секрет, что в вузах учатся не только бедные студенты, но и такие, для которых 4 тысячи - вообще не деньги, а так, один поход в ресторан. Может, есть смысл перераспределить стипендиальный фонд в пользу более нуждающихся?"
Вопрос: Чтобы прокормиться, мы, студенты, ищем дополнительный заработок. Но работа на стороне плохо сказывается на учебе. Получается замкнутый круг. Как из него выйти?
А.Ф.: Студент, начиная со старших курсов, должен работать. Студенческая жизнь - не время отдыха. Не раз встречался с молодежью в Кембридже, Гарварде и видел, как она вкалывает буквально в поте лица. Нет, не грузит вагоны, а занимается наукой. Учебный процесс при этом ни у кого не ломается. В МГТУ, насколько я знаю, такая система тоже существует. Пока, к сожалению, она не имеет юридического подкрепления. Министерство образования и науки будет добиваться, чтобы деятельность студента или аспиранта в вузе обязательно входила в трудовой стаж.
Вопрос: В последнее время мы только и слышим о бакалаврах и магистрах. Есть ли положительный опыт по внедрению такой системы в нашей стране?
А.Ф.: Да, есть. По ряду гуманитарных специальностей, экономике. Двухуровневая система, на мой взгляд, дает студенту больше свободы в выборе образовательной траектории. И она, эта система, отвечает требованиям времени. Сегодня государство и общество не способны четко сформулировать заказ на тех специалистов, которые понадобятся через 5 - 10 лет. Система "бакалавр - магистр" предполагает за 3 - 4 года дать студентам общую базу знаний, а затем предоставить им возможность получения более узкой специализации - еще за два года. Доучиваться проще, чем потом переучиваться. Кстати, задолго до подписания Болонской конвенции, в советское время, Физико-технический институт применял подобную систему: первые два курса ребят учили общим знаниям и лишь потом уводили "в глубь" науки.
Вопрос: Болонский процесс подразумевает обмен студентами. Как собираетесь его финансировать?
А.Ф.: Есть европейские программы, в которых, кстати, участвует МГТУ, президентские гранты, дающие право на годичные стажировки, а также двусторонние обмены. Но министерство будет тратить деньги не на обмены, а на решение насущных проблем внутри страны. По поводу Болонской декларации существует много мифов, некоторые вообще видят в ней "заговор империалистов". В действительности, основной принцип соглашения - повышение качества высшего образования и доверия европейских вузов друг к другу. Сюда, в частности, входит взаимное признание дипломов. При этом каждая из стран стремится сохранить свои образовательные завоевания, свою уникальность. В том, что мы разные, и видится потенциал для сотрудничества.
Вопрос: Когда зарплата наших педагогов достигнет 1000 долларов?
А.Ф.: К 2007 - 2008 годам средняя зарплата российских ученых, в том числе и вузовских профессоров, составит примерно 30 тысяч рублей в месяц. Но получать ее будут действительно работающие люди, а не хранящие в университетах свои трудовые книжки. Думаю, и сегодня в МГТУ есть профессора, которые зарабатывают 1000 долларов. Благодаря тому, что, помимо чтения лекций, занимаются наукой.
...Ректор "Бауманки" Игорь Федоров, на встрече сидевший рядом с министром, тут же отреагировал репликой: "Отдельные профессора получают гораздо больше 1000 долларов. В прошлом году наша наука заработала 509 миллионов рублей, из них 368 миллионов - по контрактам с предприятиями и фирмами. Предложений вуз получает очень много, но не все, к сожалению, стремятся ими воспользоваться".
Встреча с министром длилась более двух часов. За это время студенты успели спросить и о подключении общежитий к Интернету (в строящихся, по словам А.Фурсенко, оно уже запланировано), и о финансировании высшего образования в 2006 году (оно возрастет на 30 процентов), и о введении системы распределения выпускников (этого не будет, успокоил министр).
"Не осталось ли у вас ощущения, что о чем-то главном сегодня так и не поговорили?" - на этот вопрос корреспондента "Труда" аспирант МГТУ Максим Цибулькин ответил так: "Главное, что министр осознает всю напряженность проблем, существующих в образовании, и готов обсуждать их с нами".