И пока идет дискуссия - стоит ли продолжать поиски жертв коварного ледника? - из района Кармадонского тоннеля одно за другим приходят сообщения о находках, обнаруженных родственниками и друзьями пропавших. Впечатление такое, что еще немного - и группа добровольцев найдет в тоннеле признаки людей.
И вот участники поисковой операции, спустив в очередной раз мини-видеокамеру в полость тоннеля, сумели рассмотреть нечто, свидетельствующее, по их мнению, о том, что во время схода ледника в тоннеле были люди. На видеокадрах можно рассмотреть камни, сложенные в кольцо. Что это - кострище, самодельный очаг? Кроме того, видны другие предметы: что-то, похожее на дерево или кость, а также какая-то металлическая деталь. Но главное - высота полости составляет более трех метров. Значит, там могли свободно перемещаться люди.
Но это всего лишь гипотезы. Даже по словам одного из родственников пропавших - Александра Кавуновского, пока нельзя утверждать, что обнаружен самодельный очаг. Для того чтобы быть в этом уверенными, надо проникнуть в сам тоннель.
Отснятые кадры прокомментировали официальные представители республиканского МЧС. По словам пресс-секретаря Владимира Иванова, каменная кладка, напоминающая кострище, могла появиться в тоннеле задолго до сентябрьской трагедии прошлого года. "Ведь Кармадонское ущелье, - сказал он, - было любимым местом отдыха туристов, они там частенько укрывались от непогоды, разводили костры".
Что же касается обнаруженного в тоннеле добровольцами свободного пространства, то, по оценкам МЧС Северной Осетии, это "следствие интенсивного таяния и осадки грунтово-ледовой массы в подземных пустотах". Толщина ледникового пласта в разных участках ущелья со дня трагедии уменьшилась метров на 35. Поэтому, считают спасатели, и возникли свободные пространства.
Так что республиканское МЧС не видит оснований для возобновления весьма опасных поисковых работ, прекращенных в конце лета нынешнего года. Но добровольцы на свой страх и риск продолжают операцию. Спасатели тоже не уходят - они, насколько возможно, стараются обеспечить безопасность участников поисков. "Мы не считаем целесообразным возвращать на сошедший ледник тяжелую технику, пробивать к тоннелю новый шурф, - сказал В. Иванов. - Но и не вправе препятствовать работе добровольцев".
А вот мнение Валентины Бодровой, матери пропавшего без вести режиссера и актера. "Нам хотелось бы поскорее уйти отсюда, - заявила она. - Но мы должны знать, был ли там кто-нибудь или нет". Она сказала, что вход в тоннель будет проделан в любом случае. Однако без государственной поддержки - техникой и специалистами - это займет гораздо больше времени.
Сейчас родственники-поисковики (их на месте трагедии около двадцати) хотят взять в аренду бульдозер, буровую установку и вертикальный проходческий комплекс.
Разумеется, можно и нужно понять чувства людей, которые не отчаиваются и продолжают искать признаки пребывания их близких в тоннеле. Вероятно, они хотят не только обнаружить останки родных, но и выяснить, были ли у них шансы остаться в живых?