ЖАЛОБНАЯ ИСТОРИЯ

В прошлом номере мы рассмотрели некоторые особенности обращения с заявлением о совершенном преступлении в компетентные органы, в частности в милицию. Но контакты населения с правоохранительными органами этим не ограничиваются, поскольку без визита в соответствующие их подразделения не решить многих вопросов, связанных, например, с регистрацией, получением всевозможных разрешений и тому подобным. Наконец, иногда возникает необходимость просто пожаловаться на нерадивых или непорядочных сотрудников.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ!
Разумеется, каждая ситуация специфична, что желательно учитывать. В то же время есть и некоторые общие моменты, знание которых в принципе достаточно для того, чтобы увереннее чувствовать себя в казенных коридорах.
Прежде всего несколько слов о праве человека на обжалование вообще. Оно основывается на ряде нормативно-правовых актов. К числу наиболее значимых, не считая, конечно, Конституции, относится Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Им, в частности, определено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (ч.1 ст.1).
В судебном порядке разрешается обжаловать коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Если перечисленные последствия являют собой следствие бездействия - это также является основанием для обращения в суд.
СОСТАВИТЬ ЖАЛОБУ НЕТРУДНО
Напишите в правом верхнем углу стандартного листа наименование суда, в который обращаетесь за помощью, и свои данные. Укажите также ответчика, которым может быть любой орган государственной власти или должностное лицо, чьи действия обжалуются.
В названии пишут: "Жалоба на неправомерные действия должностного лица (или органа государственной власти)". В тексте самого обращения следует конкретизировать должностное лицо, обозначив также место его работы (органа государственной власти). Опишите, какие совершены действия, нарушающие права и законные интересы гражданина, подающего жалобу, время их совершения. Обязательно надо привести сведения, подтверждающие обоснованность жалобы.
Можно, конечно, обращаться сразу в суд, но иногда лучше предварительно соблюсти процедуру обжалования по инстанциям, то есть в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу. Если же это не дало должного результата, отразите все свои хождения по мукам в исковом заявлении в суд.
Здесь годится примерно такая фраза: "Такого-то числа я обратился с жалобой на эти действия к вышестоящему в порядке подчиненности (указать наименование вышестоящего в порядке подчиненности должностного лица или органа). Однако обжалуемые мною действия необоснованно признаны законными (или ответ в установленный срок не дан, либо другие варианты).
Жалоба подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении права, и в месячный срок со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего в порядке подчиненности органа или должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен от них письменный ответ.
В своем заявлении надо просить суд обязать должностное лицо или орган государственной власти восстановить нарушенные права, а при необходимости потребовать материальной компенсации.
И НА МИЛИЦИЮ ИМЕЕТСЯ СТАТЬЯ
Рассмотрим ситуацию, когда гражданин считает, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов. На этот случай имеется специальная статья в Законе о милиции (статья 39), которая позволяет ему обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу, прокурору или в суд.
Если решено жаловаться вышестоящим органам, то можно ориентироваться на положения приказа МВД России от 1 марта 1999 г. N 150 "Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России", которым досконально регламентирована работа со всеми обращениями в МВД. В числе прочего предусмотрено, что все поступившие в министерство и его структурные подразделения предложения, заявления и жалобы граждан, рапорты сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск должны быть зарегистрированы в день их поступления.
Не позднее чем в пятидневный срок должно быть вынесено одно из следующих решений:
- о принятии жалобы или заявления к своему производству или нерассмотрении его (это касается обычно анонимок);
- о передаче обращения на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел;
- о направлении по принадлежности в другое подразделение министерства либо соответствующий орган государственной власти, если поднятые в нем вопросы не входят в компетенцию органов внутренних дел (внутренних войск).
Заявления и жалобы граждан, не связанные напрямую с сообщением о совершении преступления, приказано разрешать в срок до одного месяца со дня поступления (регистрации) в министерство или его структурное подразделение, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. Срок разрешения обращений исчисляется со дня его поступления (регистрации) по день направления заявителям отчета на их обращение. В случае если окончание срока разрешения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
ПИШИТЕ КОРОТКО И ЧЕТКО
Если добиться справедливости не удалось и решено обратиться в суд, то заявление оформляется по общим для такого случая правилам, описанным выше. В частности, указывается, в какой суд и от кого (ф. и. о. лица, подающего жалобу, его адрес, телефоны и т.д.) подается жалоба, конкретизируются данные ответчика. По таким делам обычно указывают в качестве ответчиков как самого сотрудника (ф.и.о. сотрудника милиции, его адрес), так и данные подразделения ОВД, где он работает.
Например, был в Московской области такой случай, когда приехавший по вызову дежурный территориального отделения милиции отказался предпринимать какие бы то ни было активные меры, пояснив, что в квартире нет потерпевших. На замечания соседей относительно испачканных кровью стен квартиры находчивый служитель правопорядка заметил, что это, возможно, кетчуп, а не кровь. Буквально на следующий день в близлежащем перелеске обнаружили тело проживавшего в злополучной квартире гражданина. Разумеется, определенные меры в отношении дежурного были приняты, и он отправился на пенсию. В то же время подобное бездействие следовало бы обжаловать и в судебном порядке, подав жалобу на неправомерное бездействие сотрудника милиции. В ней следует указывать где, когда, при каких обстоятельствах совершено правонарушение, кто был информирован о случившемся.
Конечно, заявление не должно быть голословным. Обжалуемое поведение должностного лица, а именно его неправомерность, следует подтверждать вескими доводами. Можно, например, пояснить, что в результате бездействия (или неправильных действий) помощь своевременно не оказана и вследствие совершенного правонарушения причинен определенный вред, допустим, нанесены телесные повреждения, причинен имущественный ущерб и моральный вред.
Детализировать текст заявления подробнее мы не будем, поскольку законом на этот счет твердых установок не дано. Главное - не волнуйтесь, пишите четко, просто и по возможности короче. Если допустите погрешности, то на них укажут в момент приема заявления или чуть позже. Внести необходимые исправления не составит труда, но главного, то есть начала процедуры разбирательства, вы в результате достигнете.