Крым экспортирует в Китай китайские сливы урожая-2023. А еще куриные лапки, травяной чай тизан, натуральное мороженое и легендарный портвейн
Казалось бы, продавать в Поднебесную сливы китайской селекции — это как поставлять снег эскимосам. Но Восток — дело тонкое. Десятый год Крым обложен всеми мыслимыми и немыслимыми санкциями, западная удавка вообще должна была до смерти затянуть крымскую шею. Однако живем.
Сливовые сады — пожалуй, самые красивые в предгорьях Бахчисарая — и в пору весеннего цветения, и в сентябре, когда со склонившихся к земле веток свисают щедрые гроздья янтарно-желтых, терракотовых и нежно-розовых слив. Накануне закончился сбор урожая сорта тичисан. По названию можно догадаться: саженцы выращены в Крыму, но селекция — китайская.
Сами крымчане традиционно предпочитают сочную и очень сладкую сливу с темно-красной мякотью. Зато кисло-сладкий тичисан для нашего Приморья и соседей-китайцев — оптимальный выбор. Тем более небольшие плоды лучше поддаются хранению и транспортировке. В путевых листах водителей 22-тонных грузовиков, доверху заставленных ящиками с «китайской» сливой, значится маршрут «Бахчисарай — Уссурийск». Колоннам фур до места назначения добираться две недели.
Уссурийск — приграничный город Приморского края. Это сюда приходит до 70% элитной фруктовой продукции юго-западного Крыма. Кроме слив еще и знаменитые бахчисарайские яблоки. При всем уважении к аппетиту жителей Приморья, им самим столько не съесть. И потому фуры переоформляют документы в Уссурийской региональной таможне и катят дальше, на погранпереход «Суйфэньхэ».
Российская Таврида не забудет своих спасителей из КНР. Осенью 2015-го украинские боевики взрывают ЛЭПы Херсонщины, прекращена подача электроэнергии по единственной действующей линии Мелитополь — Джанкой. Начался блэкаут. Без света остались больницы и школы, жилые кварталы и коммунальные котельные. Погасло уличное освещение и светофоры, закрылись магазины и банки. Однако в порт Керчи вошло судно-кабелеукладчик JIAN JI-3001 под красным флагом с золотой звездой. На борту — опытнейший техперсонал по морской кабельной укладке. Это они проложили подводный энергомост по дну Керченского пролива.
Россия до сих пор не имеет похожего судна и морского кабеля необходимой мощности. Германия предсказуемо отказалась продавать свой кабель. Зато оснащенный огромной катушкой JIAN JI метр за метром смонтировал энергомост от Кубани до крымского побережья.
И в сегодняшней ситуации торговля с Китаем очень кстати для крымчан. Навскидку перечисляю экспортные крымские товары, весьма популярные на китайском рынке: куриные лапки, мороженое, вино, натуральная косметика из лаванды и розы.
«Китай у нас приобретает куриные лапки, — подтвердила вице-премьер республиканского правительства Ирина Кивико. — Как ни странно, там очень любят сладкие вина...»
Ничего странного. Еще в 90-х нам внушали: европейцы пьют сухие вина, тогда и появился лицемерный термин «ликерное вино», то бишь сладкое крепленое. Непрестижное. Подобным образом начали именовать и лучшие крымские портвейны.
Видимо, наши Иваны, не помнящие родства, забыли, что красный портвейн Южного берега Крыма подавался к столу Императорского дома России. И чуть не погубили отечественное производство. Помогли опять же китайцы, чьи предпочтения отданы сладким портвейнам. То есть апробированной за полтора столетия продукции легендарной «Массандры».
И не надо смеяться по поводу куриных лапок. Ради них сюда приехала целая китайская делегация. В Юго-Восточной Азии это деликатесный продукт, предмет мечтаний местных гурманов. Гордость вьетнамской, тайской и корейской кухни. В китайской кулинарии куриную лапку изящно называют фон чжуа — в переводе «когти Феникса», блюдо дорогих застолий и торжественных банкетов. Есть и простецкая местная закуска, приправленная рисовым уксусом и перцем. Лапки в готовом виде, как снеки к пиву, можно купить в большинстве китайских супермаркетов.
Остается добавить, что стоят они там в десять раз дороже, чем в России. Единственная проблема: нужна категория «А», сверкающая своей белизной. Без всякой желтизны и синевы. Тогда субпродукт готовы закупать в огромных объемах и по приличной цене.
Птицеводство в Крыму очень качественное, потому за лапки с полуострова развернулась настоящая борьба. Их хочет не только Поднебесная, но и ряд других азиатских стран. Вопрос решают «серые» тендеры. Крымские партии берет тот, у кого цена выше. Единственное, что сдерживает бизнес, — на полуострове мало птицефабрик. Пока работает шесть компаний, а рынок требует еще минимум десяти.
Историческая банальность: Китай — родина чая. Три года назад ведущий производитель крымского чая отправил пробную партию товара на одну из популярных электронных торговых площадок Китая. Товар был продан за два часа. С тех пор крымское разнотравье пришлось к столу самой «чайной» страны мира.
Если конкретно, речь о тизанах — травяных чаях. Тут крымский купаж вне конкуренции. На полуострове растет великолепная по букету лаванда, чабрец, шиповник, несколько сортов ромашки, мята, мелиса, вербена, крыжовник, крымская роза. Есть вообще уникальные ягоды и коренья. Единственное, что приходится закупать на Алтае, — особый иван-чай.
— За прошлый год экспортные поставки наших тизанов выросли на 46%, — отчитался министр экономического развития РК Дмитрий Шеряко.
Надеемся, аппетит действительно приходит во время еды и чаепитий.