Еще два дня назад, когда азербайджанские «Байрактары» крошили зенитные установки и опорники армянских защитников Арцаха, казалось, что мы стоим на пороге нового кровавого затяжного конфликта. Но антитеррористическая операция, заявленная 19 сентября президентом Азербайджана, окончилась быстрой ампутацией военных объектов армянского анклава.
В результате блицкрига 32 человека были убиты и более 200 ранены. Прорыв азербайджанского спецназа в Мартуни и Аскеране, мощные взрывы в Степанакерте и толпы беженцев в аэропорту Ходжалы под охраной российского контингента дополняли картину безысходности и предчувствия новой войны. Но к 13.00 следующего дня канонада стихла, тихие переговоры прошли, капитуляция «армянских сепаратистов» была принята. Мир?
Азербайджан достиг поставленных целей в Нагорном Карабахе и восстановил суверенитет страны, гордо заявил президент Ильхам Алиев, подводя итоги успешной военной операции на территории непризнанной республики. Баку потребовал от местных сложить оружие, а от армянского военного контингента — покинуть территорию. После победы Азербайджан требует от НКР выдать государственных и военных лидеров. Лишь в этом случае будет предоставлен коридор для выхода обезоруженных бойцов карабахских сил самообороны и местных жителей, которые предпочтут покинуть территорию Карабаха.
Как подчеркнула The Guardian, обе стороны заявили, что соглашение было достигнуто при посредничестве контингента российских миротворческих сил. И на фотографиях видно, как тысячи мирных жителей — армян толпятся в местном аэропорту, охраняемом россиянами. Когда Азербайджан начал свое наступление, стало ясно, что российские миротворцы не намерены вмешиваться.
Премьер-министру Николу Пашиняну оставалось лишь скромно заявить, что он поддерживает прекращение огня, упирая на важность его соблюдения. Его правительство ранее де-факто умыло руки, уточнив, что Армения не размещала никаких войск в регионе и не участвовала в переговорах о прекращении огня. Тысячи возмущенных граждан собрались в центре Еревана, перекрыв улицы и требуя защитить карабахских братьев. Начались столкновения с полицией. Люди спрашивают премьера: а как же твои клятвы отстоять Арцах, чего они стоят?
Ответа нет. Когда азербайджанские войска подходили к Степанакерту, Пашинян сумел дозвониться до госсекретаря США Энтони Блинкена, который тут же заверил его в поддержке территориальной целостности Армении, подтвердил «недопустимость применения силы». В переводе на обычный язык с дипломатического это означало, что он, как и президент Франции Макрон, вмешиваться в конфликт не собирается. Хотя американские военные, только что участвовавшие в совместных учениях, еще находились на территории республики. Воевать за армян Карабаха никто не захотел, хотя Пашинян обвинил только российских миротворцев в неисполнении обязательств.
The New York Times предполагает, что капитуляция и потеря Нагорного Карабаха заставила многих в Армении усомниться в традиционном представлении о том, что Россия была их главным защитником в регионе, где сталкиваются интересы великих держав. А где же зонтик от США? С начала боевых действий из зоны конфликта российские миротворцы эвакуировали 3154 человека, из них 1428 детей, сообщило Минобороны РФ. Эвакуированных обеспечили укрытием и горячим питанием, а военные медики оказали помощь нуждающимся. В этот же день российские миротворцы погибли в результате обстрела в районе Джанятаг. Их автомобиль был расстрелян неизвестными из стрелкового оружия во время их возвращения с наблюдательного поста. Азербайджанское следствие выясняет все обстоятельства трагического инцидента.
Le Figaro с прискорбием признает, что после того, как ЕС взялся за урегулирование, все пошло прахом, а «западные столицы могли быть лишь наблюдателями этого конфликта на пересечении сфер влияния Турции, России и Ирана». Посреднические усилия, предпринятые с 2021 года Евросоюзом и США, ни к чему не привели.
Die Welt с сарказмом критикует своих руководителей, не знавших, как реагировать на еще один военный очаг рядом с Европой. Евросоюз устами Жозепа Борреля едва успел осудить азербайджанский блицкриг, как и глава МИД ФРГ Анналена Бербок, по-детски попросившая: «Азербайджан должен прекратить стрельбу, изменить свою политику и сесть за стол переговоров». Никаких рычагов давления на Баку у них не нашлось, санкции его не испугали.
Немецкое издание напомнило, что Пашинян в интервью Politico сам указал на уменьшение возможностей России в регионе, неосторожно добавив, что в будущем его страна постарается не зависеть от таких внешних «защитников», как Россия. Результат не заставил себя ждать: после разгрома армии Арцаха и позорного бездействия Еревана единственным гарантом безопасности армян в регионе остается Москва.
Ильхам Алиев в обращении к нации пообещал, что Азербайджан обеспечит все права армян Карабаха. По его словам, армянское население Карабаха вскоре увидит поворот к лучшему. Лидер Азербайджана отметил, что позиция, продемонстрированная Арменией вчера и сегодня, обнадеживает. Но возникновение новой ситуации в регионе после операции в Карабахе неизбежно. Если гуманитарного кризиса удастся избежать, как и обострения внутри Армении, то мирное соглашение между застарелыми противниками в принципе реально.
Сдача Нагорного Карабаха может оказать серьезное влияние на государственность и внешнюю политику Армении и на судьбу премьер-министра. В теории, и состав ОДКБ надо подтвердить. Армянская оппозиция объявила, что в стране создан Национальный комитет по отстранению Пашиняна от власти. Лидер оппозиционного блока «Мать Армения» Теванян призвал к общенациональным забастовкам и заявил мегамитинг на площади Республики в Ереване. По словам бывшего вице-спикера парламента Ишхана Сагателяна из «Дашнакцутюн», уже разработана программа действий по смещению действующего правительства.
P.S. Логично, что после национального унижения в двух войнах Пашиняна обвиняют в предательстве армянского народа, возлагая ответственность за потерю Нагорного Карабаха. В конце мая Пашинян на переговорах с ЕС в Праге заявил, что готов признать суверенитет Баку в советских границах, то есть вместе с Карабахом. По словам Владимира Путина, таким образом армянское руководство, «по существу, признало суверенитет» Азербайджана над спорными территориями. После этого глупо было требовать от российских миротворцев воевать за НКР, если Ереван сам признал его азербайджанским регионом.