На сессии Генассамблеи ООН Дональд Трамп не подкачал. Для начала пообещал «стереть с лица земли» целую страну, если того потребуют интересы США
Накануне 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке только и говорили о дебюте Дональда Трампа в роли докладчика. И тот уж расстарался. Для начала президент США с трибуны ООН пообещал «стереть с лица земли» целую страну, если того потребуют интересы Америки.
Это обещание вынесли в заголовки французские Liberation, Le Figaro и L’Express, а The Times и Le Monde при этом отметили, что лозунг «Америка прежде всего» стал новой доктриной Трампа в ООН. Зато Washington Post поведение президента назвала «обнадеживающим»...
В принципе это событие нерядовое: с трибуны Генассамблеи, созданной, чтобы не допустить войны, от лидера мировой державы, члена Совета Безопасности, впервые вот так прямо звучат угрозы устроить ядерную порку плохим парням.
На этом докладчик не остановился. Призвав разорвать в клочья главный дипломатический козырь своего предшественника Обамы — ядерную сделку с Ираном, Трамп свел к нулю шансы на стабилизацию в Персидском заливе. А в своем полушарии он пообещал разобраться с руководством Венесуэлы, живущим не по американским понятиям. Ну а дальше рыжий ковбой замахнулся на систему мировой безопасности, затеяв реформу ООН на свой лад.
Собственно, о реформировании неповоротливой системы предупреждения конфликтов, ликвидации катастроф и организации гуманитарной помощи в ООН речь идет давно. Видные дипломаты, ученые и специалисты в области международного права ломают головы. Но президент США, похоже, решил разом сменить пластинку, раз уж его страна оплачивает на четверть всю эту музыку. Логика известная: кто девушку угощает, тот ее и танцует. Так почему бы окончательно не приспособить ООН под нужды Госдепартамента США?
Накануне сессии постпредство США распространило декларацию из 10 пунктов под лозунгом «избавления от бюрократии и совершенствования системы управления» в ООН. Декларацию поддержали уже 137 стран и Генсек ООН Антониу Гутерреш, что, как считают американские СМИ, делает реформу Трампа неотвратимой. Хотя суть и детали предлагаемых Белым домом нововведений никто не видел. А любые изменения Устава должны ратифицироваться всеми членами ООН. Подписанты декларации пока обязуются «сокращать дублирование, избыток и совпадение мандатов, в том числе среди основных органов ООН», «оказывать поддержку Генсеку в разработке политики в области управления людскими ресурсами, которая позволит ООН продолжить привлекать, развивать и сохранять высокоэффективных сотрудников, а также будет содействовать гендерному равенству и географическому разнообразию». Цель — сэкономить на аппарате.
Три постоянных члена Совбеза ООН из пяти этот сценарий не поддержали — это Россия, Китай и Франция. Москва имеет основания полагать, что за проектом борьбы за «эффективность управления» скрывается совсем другой замысел: похоронить многополярность принятия решений в Совбезе, закрепив за «избранными демократиями» право навязывать свое видение. Пекин, помимо этого, опасается использования «облегченного» механизма ООН в торговых войнах против новых развивающихся экономик.
А вот Франция в лице Эммануэля Макрона, другого дебютанта Генассамблеи, изложила свои резоны в отношении реформ, чтобы ненароком не «выкинуть из колыбели ребенка вместе с грязной водой». Президент Макрон, к примеру, твердо противостоит Трампу в деле пересмотра Парижских соглашений по климату и категорически против выхода из иранского ядерного пакета. Также он не готов перекраивать систему управления ООН с риском для мировой стабильности и в ущерб «многополярности». В Париже уверены, что если восторжествует «право сильного» (или, скажем, главного спонсора ООН), то голос несогласных суверенных держав в ООН не будет слышен никогда. Так, безответственные угрозы одностороннего применения силы против КНДР могут только приблизить катастрофу, а ООН призвана ее остановить...
По той же причине Франция против такого пересмотра роли Совета Безопасности ООН, при котором она может лишиться эксклюзивного статуса постоянного члена, а значит, и притязаний на особую роль в мировой политике. Предыдущий президент — Франсуа Олланд в 2016 году недальновидно предлагал ограничить применение права вето постоянными членами СБ, имея в виду Россию, но амбициозный Макрон этой ошибки не совершит.
В ряды реформаторов ООН неожиданно втесался президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, давно мечтающий о праве вето для своей страны. По словам Эрдогана, «в настоящий момент западные страны не делают ничего, чтобы предотвратить или остановить такие тенденции, как ксенофобия, расизм или распространение враждебности к исламу». А потому Совбез надо бы срочно расширить до 20 членов...
За реформу Совбеза ратует и Ангела Меркель, выступая за включение туда Германии, Индии, Бразилии и Японии на постоянной основе. Но остальные члены Генеральной Ассамблеи уверены, что расширение СБ должно строиться на региональном принципе ротации. ШОС трижды выступала «против форсирования вариантов реформирования, не получивших широкой поддержки членов ООН». Поэтому пока все остается по-прежнему.