Интересная новость: в России создана Федерация классических искусств. О бедном Шекспире замолвили слово — в ответ на агрессивное наступление авангарда на классику. «Создание федерации позволит нам объединиться и даст возможность вместе отстаивать права на сохранение памятников искусства и традиций России», — объяснил художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин. Не дуют ли защитники на воду?
Вот, например, идет человек в музей и видит там помойную кучу с надписью для непосвященных: «Инсталляция плотских желаний». Озадаченные зрители морщат лбы, силясь вникнуть в творческие порывы автора, но уж больно дурно пахнет от кучи — чувствуется, что автор добавил в свое насквозь авангардное творение и реализма.
И ладно, если бы подобные инсталляции выставлялись на специальных площадках для любителей такого рода откровений. Но режиссеры новой волны экспериментируют не только на многочисленных новых сценах, но и с небывалой напористостью устремились в намоленные стены перекраивать классиков. Это модный тренд, набравший силу. Новые гении состязаются в перелицовке великого искусства.
Вспомним Бориса Годунова в депутатском обличье, юродивого-хиппи и ОМОН на сцене Мариинки. Край не обозначен, а значит, искусством можно называть и приколачивание гвоздями мошонки к брусчатке Красной площади, и изображения, которые не так давно и на заборе считались неприличными. Не понял, в чем смысл? Сам дурак...
Современный автор еще может постоять за свои авторские права. А кто вступится за давно ушедшего классика? В постановке «Макбета» у Юрия Бутусова герои пляшут под Майкла Джексона, сцены идут в обратном порядке, а шекспировские ведьмы предстают обнаженными девами. Такие же метаморфозы наблюдаются у Бутусова и в чеховских «Трех сестрах».
А вот как описывает известный рецензент пушкинские «Маленькие трагедии», поставленные Кириллом Серебренниковым. «Страшен, особенно поначалу, в утренней ломке его Моцарт: на руки-ноги гримом наведены синяки от уколов, лишь музыка возвращает блеск глазам и тонкость жестам. Страшен подтянутый целеустремленный Сальери, достающий из унитаза клочья черновиков гуляки праздного, чтоб бережно разложить их по файлам — и проиграть всем телом, всей силой зависти. Страшна Лаура в отбеленном парике, с накладными губами из пластика, со змеиными потягиваниями на матрасе...»
Шок, эпатаж — вот главная цель постановщиков «перелицовок». Допускаю, что они имеют право на самовыражение. Но почему обязательно в храме классических искусств, коим всегда считался Большой театр, или на сцене Театра имени Гоголя?
А вот еще цитата из рецензии. «Сон в летнюю ночь» — в сущности, очень расчетливый спектакль, нацеленный на определенную нишу потребительского рынка. Если «Платформе» нужен молодой зритель, то логично задуматься: а что же нужно молодому зрителю? Правильно: секс, что же еще. Выполняем вашу заявку, дорогие Маша и Саша: слушайте про секс, смотрите про секс, занимайтесь сексом. Можно укорить Серебренникова и в банальности, и в претенциозности, и в том, что неглубоко пашет, но какое это имеет значение, если он сумел рассказать Маше и Саше об их эротических снах? Вот где настоящий театр юного зрителя..."
Агрессивное навязывание такого «нового» в искусстве не могло не породить сопротивления в обществе и в профессиональной среде. И оно, сопротивление, далеко не столь яростное, как сам модерн, вылилось в создание Федерации классических искусств.
«Идея заключается в том, чтобы поддержать молодые и не только молодые таланты. Есть замечательные мастера, работающие в классическом жанре, которым 40 или за 40 лет, но у которых не было возможности обратиться к широкой публике. Я хотел бы помочь им, чтобы молодежь получила представление о настоящем искусстве. В мире год от года растет число самоубийств, я считаю, что определенную отрицательную роль здесь играет так называемое современное искусство, которое лишено жизнеутверждающей силы, подрывает нравственные основы мироздания», — заявил по этому поводу бразильский балетмейстер и импресарио Альфредо Боржес.
«Федерация классических искусств построена на созидательном принципе, мы не собираемся с кем-то бороться, а хотим поддержать классическое искусство, которое сейчас испытывает агрессивное давление со стороны так называемого модерна, так называемых новых форм и новых прочтений...» — говорит Ольга Зиновьева, супруга знаменитого философа-диссидента Александра Зиновьева.
Нет, они не дуют на воду.