Учитывая сроки выдвижения фильмов, журналистов прежде всего интересовало — не выплеснет ли вместе с киноконфликтом Россия шанс получить в этом году «Оскар»?
А вы вообще можете себе представить такую ситуации при которой вы вообще не пошлете фильма на Оскар в этом году? — прямо спросил Владимира Меньшова корреспондент «Коммерсанта»
— Не думаю. Думаю, что Никита Сергеевич преодолеет эту сложность, — с многозначительной усмешкой ответил Меньшов. Получается, что Владимир Валентинович изначально был уверен, что его демарш ни к чему не приведет, но все равно, так сказать, ставил палки в колеса. И, видимо, не фильму даже вовсе, а человеку, которого он всячески выставляет всесильным диктатором отечественного кинематографа. А то, что на кону престиж страны, ее киноотрасли, участие представительство России на Оскаре« — похоже, этот вопрос для Меньшова оказался второстепенным.
А на вопрос, останется ли он на посту главы оскаровской комиссии, Меньшов ответил еще более откровенно: «я остаюсь, пусть это будет очередная головная боль Михалкова».
Выходит, дело точно в не достоинствах или недостатках «Цитадели», а в возможности создать головную боль коллеге по цеху. Зачем? Возможный ответ дал, кстати, Георгий Данелия: «А позиция Меньшова...Что значит «прокатный провал» «Цитадели»?... Неохота влезать в дрязги. Все, по моему, понятно: У Меньшова один «оскар» и у Михалкова один «оскар». И если он сейчас второй получит, то Меньшов станет не равным Михалкову. Думаю, что в этом роде».
Напомним, что процедура выдвижения российского фильма-кандидата на премию Американской киноакадемии «Оскар» на этот раз не обошлась без скандала. Стоило российскому оскаровскому комитету отсмотреть и определиться — в понедельник стало известно, что Россия выставила в номинации «лучший фильм на иностранном языке» картину «Утомленные солнцем. Цитадель» Никиты Михалкова — как председатель комитета, коллега Михалкова Владимир Меньшов, оказался при своем особом мнении.
Само заседание оскаровской комиссии прошло в понедельник. Но уже утром во вторник Владимир Меньшов заявил в эфире «Эха Москвы», что отказался подписывать итоговый протокол заседания. По мнению режиссера, его коллеги — творцы и маститые киноведы — поторопились с решением.
В состав комиссии в 2011 году входят десять человек, среди которых не только Владимир Меньшов, но и другие маститые кинорежиссеры киноведы. Например, Глеб Панфилов, Андрей Кончаловский, Кирилл Разлогов, Никита Михалков, Карен Шахназаров и Владимир Наумов.
Российский оскаровский комитет выдвинул "Утомленных солнцем-3. Цитадель" Никиты Михалкова в качестве соискателя на получение премии Американской киноакадемии тайным голосованием. Однако, Меньшов озвучил свое особое мнение во всеуслышание.
Как заявил Меньшов, «Цитадель» не может представлять Россию на такой престижной премии, как «Оскар». Как объяснил глава комиссии, эта лента «провалилась в прокате» и собрала «зубодробительную критику». «Он сам (Михалков) представил свой фильм на комиссию, что было не очень корректно, — цитируют РИА Новости заявление Меньшова. — Год был урожайный: «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Жила-была одна баба» Смирнова. То есть, несколько фильмов, которые в этом году могли претендовать».
Однако, такая резкая «оппозиция» Меньшова может вызвать, по меньшей мере, недоумение. Он, как режиссер и коллега Михалкова, не мог не понимать размах замысла и уровень исполнения — именно те качества ленты, которые мало заметны массовому зрителю. Ведь большинство идет в кинотеатры не ради изучения методов и подходов режиссера, а для получения эмоций. Рядовые зрители способны обычно оценить качество и примерную стоимость спецэффектов, отметить и прокомментировать досадные ляпы в костюмном фильме.
Но в «Цитадели» и то и другое на уровне : бюджет фильма в 35 млн. долларов предполагает высокое качество работы операторов, монтажеров, пиротехников и компьютерных художников, а историческую реальность для «Предстояния» и «Цитадели» воссоздавали специалисты из военно-исторических объединений. Так что и к пуговицам в фильме не придраться.
Кроме того, «Цитадель» действительно считают достойным для представительства на «Оскаре» фильмом.
Актер Андрей Мерзликин:
«Я согласен с выдвижением Цитадели. Это шикарное, великое, большое кино. Но чтобы это понять, нужно смотреть 12-часовое полотно. Мы почему-то картины Германа ждем 10 лет. А Никита Сергеевич не стал делать свою 10 лет. Разделил фильм на несколько частей и дает зрителю смотреть на них постепенно. Это надо учитывать. Фильм созидательный. А созидание — основное аспект в творчестве. И там это все это есть».
Актер Виктор Вержбицкий:
«Цитадель» — это большое художественное произведение. И оно полностью заслуживает такого внимания».
Меньшов должен был это понимать. По крайней мере, он (как глава отборочной комиссии) ввел фильм Михалкова в шорт-лист на «Оскар». А теперь поменял позицию на противоположную. Такая ветреность главы оскаровского комитета вполне может стоить России этой высшей кинематографической премии: американские «академики» вряд ли оценят положительно разлад в национальном комитете. Причем, разлад с неясными корнями — сам неожиданный критик в этом году ничего заметного не снял.
Как ни странно, но судя по той же пресс-конференции, Владимир Валентинович, противопоставив себя российскому киномиру, чуть ли не аппелирует к американским киноакадемикам: «я единственное думаю, что американская академия как-то отреагирует на эту ситуацию». Неужели Меньшов ищет поддержки из Америки? Можно задуматься даже о том, что сам демарш в финале российского выдвижения на «Оскар» был задуман несогласным киноакадемиком для того, чтобы обратить внимание американских деятелей искусства на методы отбора картин в России и на свою несгибаемую личность.
Но вряд ли оскаровские «академики» пройдут и мимо технических нарушений регламента в сколачивании Меньшовым шорт-листа. Об этом вчера говорил член комитета Кирилл Разлогов. «Уже на первом заседании комитета было принято решение в пользу фильма Михалкова, — пояснял он в интервью «Известиям».
Разлогов указал на то, что осталось незамеченным СМИ: спешно представленные главой российского комитета картины — не касаясь их художественных достоинств — еще не выходили в прокат и «не планировались к выпуску в ближайшее время». «В принципе, это грубое нарушение регламента киноакадемии США», — сказал кинокритик. То есть, формально они даже не могут быть представлены в рамках конкурса по этим причинам.
«Мы отсмотрели эти три картины — «Жила-была одна баба», «Шапито-шоу» и «Фауст» — и пришли к тому же выводу, что и на первом заседании, — завершил Разлогов. — И если было бы проведено переголосование, уверяю вас, за Михалкова было бы подано еще больше голосов».