Помимо литературной жизни литературных героев есть и вторая, не менее важная, — деловая жизнь. Жизнь в виде брендов, — пишет он на своем сайте. — Мне кажется более правильным, когда русские товары с русскими брендами вступают на наш и мировой рынок, чем товары с импортными персонажами». При встрече писатель показал мне одну из своих не так давно изданных книг с заглавием «Новые русские сказки»: «Взгляните! Сейчас детям нужен новый сказочный герой!»
— И вы, Эдуард Николаевич, его придумали?
— Да! Но это, по сути, известные сказки с моими комментариями. Тут я не открыл Америку. Раньше в артелях нанимали умелых рассказчиков — веселить народ в перекурах. Сказка «Молодильные яблоки», к примеру, начиналась так: «Проснулся царь, голова трещит после вчерашнего, поднесли ему стопаря — а закусить нечем. Съел в саду яблоко, глянь —
Короче, все делалось через
— (с облегчением) Значит, это не сказки для «новых русских»?
— Не бойтесь! Просто веселые истории для нормальных детей. А главное, родители тоже читают их и улыбаются Я вообще люблю писать так, чтобы зацепило всех. Однажды придумал новую историю про Простоквашино. Там Шарик начинает сочинять стихи. И декламирует: «Ночь. Улица. Фонарь. Стройбаза. И Джек взял след почти что сразу...» Почти Блок, правда?
— Как вам кажется, наши дети уже стали другими?
— Изменились дети в возрасте 9–11 лет. А малыши до семи пока еще те же. С поправкой на компьютеры — у них сильнее работают «картинки в мозгу». А моральные ценности прежние: добро, зло, нельзя обманывать. В этом смысле они правильные, эти ребята. Мне есть с чем работать.
— А с «новым героем» уже сложнее? Съест ли
— Вряд ли. В последние годы и десятилетия у нас хватало всяческих шреков:
— Чем Поттер так притягивает детей?
— А это как новая еда. Раньше были
— А теперь — гамбургеры и шаурма.
— Скорее — морепродукты или экзотический фрукт. Там есть все приемы из классики: Дисней, «Оливер Твист», «Три мушкетера». И еще — оглушительная новизна. И уважение к родителям, друзьям, родине. Поттер достоин детского «Оскара»! Детские писатели приняли его в штыки —
— Выходит, Поттер стал как Пушкин — «наше все»?
— Мой знакомый
— Так ведь вышли же не так давно полнометражные мультики — «Незнайка и Барабасс», «Алеша Попович»…
— Это все — крошки. Они без пиара гаснут. Скажем, я целый год вел на НТВ передачу «Советы профессора Чайникова». Компания
— С Барабашкой ясно. А Чебурашка? Есть миф, что он стал чуть ли не национальным героем. А по опросам очень полюбили его лишь 2,5% населения — незамужние женщины от 25 до 40 лет. А почему? Может, «неизвестный науке зверь» ассоциируется у них, извините, с
— Скорее им хочется пригреть разумного зверька, напоминающего ребенка. Беззащитное существо, которое можно пожалеть. Это уже не котенок и даже не обезьянка, а
— На каких детских книгах сейчас вообще лучше воспитывать детей? На русских сказках или на западных?
— На «книжных» сказках сейчас вообще воспитывать трудно. И на русских, и на европейских — на любых. У детей уже другое сознание — клиповое. Они воспринимают все «вспышками», как в рекламе. Я бы посоветовал просто пересказывать им сказки своими словами. Если ребенок заинтересуется и потянется к книжке — еще лучше! В виде мультфильмов и компьютерных игр сказки тоже усваиваются неплохо.
— Чем «их» герои отличаются от наших?
— Тем же, чем Пиноккио отличается от Буратино. Казалось бы, один и тот же персонаж. Но герой сказки Карло Коллоди более холодный, рассудочный, погруженный в себя. Он нарушает нормы общественной морали как бы по ошибке, он — жертва собственной неосмотрительности, и очень в этом раскаивается. На мой взгляд, Пиноккио слишком «правильный». А деревянный мальчишка у Алексея Толстого — сорвиголова,
— Ну и, конечно, о вашем новейшем творчестве. Чем еще вы порадуете детей и их родителей?
— Например, книгой о том, как
— Что за необычное имя такое — Гевейчик? Тоже
— Нет. Чтоб не кричали, что я украл слово у русского народа. Я его придумал сам и теперь сам же хочу народу подарить. С мультипликацией сложнее. Вся российская мультипликация сейчас, образно говоря, лежит на полу. «Союзмультфильм» превратился в обломки. Поэтому пришлось делать серию «Весна в Простоквашино» самостоятельно.