Человеческий фактор

Пассажиров губят ошибки и невнимательность

Состояние бортинженера Александра Сизова, единственного выжившего в катастрофе Як-42 в Ярославле 7 сентября, стабилизировалось, и врачи разрешили следователям допросить его. Возможно, именно он расскажет, что произошло в тот роковой день. Поскольку все технические экспертизы, проведенные Международным авиационным комитетом (МАК), так и не пролили свет на причину катастрофы.

Согласно последним опубликованным данным, Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту разогнался на взлетно-посадочной полосе до нормальной скорости, но вследствие «появления дополнительной силы торможения» не оторвался от земли, а прокатился еще 400 метров по грунту, после чего взлетел, задел крылом антенну радиомаяка, а затем рухнул. Откуда именно взялась эта сила торможения, предстоит выяснить следствию. Эксперты же, обсуждающие трагедию, говорят, что в этой ситуации командир судна не должен был взлетать — тогда самолет, скорее всего, пропахал бы брюхом землю, но жертв могло бы быть гораздо меньше. В том, почему действия экипажа привели к катастрофе, будет также разбираться следствие.

Каждый раз после расследования очередной авиакатастрофы, когда трагедию списывают на человеческий фактор, все подозревают следствие, которое якобы скрывает неполадки с техникой, ошибки диспетчеров, некачественное топливо, сваливая все на погибший экипаж. Тем не менее последние две авиакатастрофы, к сожалению, этот самый фактор подтверждают, причем винить здесь надо не только летчиков, совершивших роковую ошибку. Это наглядно показывает расследование катастрофы Ту-134, произошедшей в июне под Петрозаводском.

Напомним: рейс авиакомпании «РусЭйр» вылетел из Домодедово в Петрозаводск 20 июня этого года. При посадке в условиях тумана и низкой облачности самолет не долетел до ВПП и рухнул на шоссе, задев деревья и линию электропередачи. Погибли 47 человек, 5 чудом выжили — их спасли из огня прибежавшие к месту катастрофы жители соседнего дачного поселка.

Согласно документу, опубликованному на сайте МАК, к трагедии привел ряд совокупных факторов. Сейчас все говорят о том, что в трагедии виноват штурман, в крови которого обнаружили алкоголь. На самом деле причин было несколько. Как оказалось, капитан судна впервые летел в аэропорт Петрозаводска (до этого он отрабатывал маршрут посадки на похожем аэродроме). Погода в Петрозаводске оказалась менее благоприятной для посадки, чем было заявлено на этапе вылета из Москвы. Штурман, который выпил перед полетом, тем не менее прошел медосмотр (как говорится в заключении МАК, скорее всего, медосмотр был формальный, так как у всех членов экипажа указан одинаковый пульс — 72–74 удара). Во время посадки он использовал запрещенную на этом этапе полета систему спутниковой навигации, которая указала неверные координаты ВПП. Он торопил командира судна и говорил ему: «Я тебя точно выведу». А тот доверился штурману, поскольку у него был больший по часам налет на «Яках», и не обращал внимания на сигналы и показатели систем самолета. Не увидев огней ВПП, он не ушел, как должен был, согласно инструкции, на второй круг, в результате чего самолет рухнул на шоссе. И еще одна деталь. Командир судна устроился в «РусЭйр» после авиапроисшествия по его вине на предыдущем месте работы. Там после ЧП ему предложили место второго пилота, но он уволился из компании и устроился в другую. В его документах не было соответствующей записи о происшествии, а сам он, разумеется, данный факт скрыл.

Получается, что цепочка совокупных факторов и событий, в которой принимали участие разные ответственные лица, и привела к страшной трагедии. Никто, однако, не наказан.