Курортники под конвоем

Пограничный корабль «Новороссийск» будет охранять российский пассажирский катер, выполняющий рейсы по маршруту Сочи — Гагры

Вчера российские пограничники приступили к охране морской границы Абхазии. Для этого к новому месту базирования в Очамчиру переведен сторожевой корабль «Новороссийск». Случилось это через несколько дней после того, как первый пассажирский рейс между Сочи и Гаграми совершил катер на подводных крыльях «Гермес». В Тбилиси такие перевозки считают нарушением госграницы.

Морские прогулки из Сочи в Гагры были прерваны в августе прошлого года после вооруженного конфликта России и Грузии. Возобновились они в минувший четверг. Время в пути — всего 45 минут. Стоимость билета — 300–350 рублей. В планах частной компании «Олимпия-лайн», осуществляющей перевозки, сделать со следующего года рейсы в Гагры ежедневными на весь период навигации — с апреля по конец октября.

Как рассказал «Труду» главный диспетчер Сочинского морского порта Борис Кононюк, пока в обоих направлениях перевезены лишь около 150 человек. Однако в перспективе популярность маршрута вырастет до 150 тысяч человек в год, что снизит нагрузку на автомобильный пункт пропуска «Псоу», считает наш собеседник.

Однако грузинские власти, которые продолжают считать абхазские порты своими, полны решимости нарушить эти планы. В Тбилиси считают рейсы «Гермеса» «нарушением правил входа в воды оккупированных территорий» и обещают пресекать силой. О том, что это не пустые угрозы, свидетельствует тот факт, что в нынешнем году береговая охрана Грузии на подходе к Сухуми уже задержала 23 иностранных судна. В ответ президент Абхазии Сергей Багапш заявил, что примет «пропорциональные меры для защиты своих грузов». Пока, правда, до стрельбы не доходило.

Однако подобные осложнения ни к чему и Москве, особенно вблизи побережья столицы зимней Олимпиады-2014. Поэтому решено так укрепить охрану абхазских морских рубежей, чтобы отбить у Грузии всякую охоту идти на вооруженный конфликт. В Очамчире, откуда надежнее и быстрее всего перехватывать грузинские боевые катера, будет развернут дивизион из 10 российских пограничных кораблей и катеров из состава 21-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей ФСБ РФ. Флагманом дивизиона и станет «Новороссийск», уже заступивший на боевое дежурство. Кроме того, в ближайшей перспективе там же планируется развернуть пункт маневренного базирования Черноморского флота. Тогда у очамчирских причалов сможет швартоваться даже гвардейский ракетный крейсер «Москва».

Однако это — в перспективе. А туристы из Сочи в Гагры путешествуют уже сегодня. Кроме пушек «Новороссийска» у них ещё одна защита — страховка, стоимость которой включена в цену билета. Карен Хачатрян, директор судоходной компании «Олимпия-лайн», которой принадлежит «Гермес», рассказал «Труду», что в случае гибели пассажира его семье выплатят 15 тысяч евро. На лечение и реабилитацию положено до 2 тысяч евро.

Прогнозы

Константин Затулин, замдиректора института стран СНГ:

— Не вижу поводов для обострения обстановки. Уже давно на территории Абхазии по договоренности находятся российские сухопутные войска, которые Грузия считает оккупационными. У нее есть все основания, чтобы напасть на Абхазию и российских военных. Однако грузины этого не делают, так как хорошо помнят август прошлого года. То же и с их флотом. Он ещё долго не забудет, как к берегам Абхазии подошли военные корабли из Севастополя. Вряд ли грузины будут нападать на российские катера, так как за этим последует адекватный ответ со стороны Москвы.

Дмитрий Орешкин, политолог:

— Корабли в море рядом с Абхазией добавят головную боль России. У грузин появится очередной повод, чтобы жаловаться на нас в международные инстанции. Может пострадать не только имидж, но и кошелек России — на содержание боевых кораблей нужны средства. Вдобавок ясно, что Абхазия полностью зависит от российской военной и экономической поддержки. Деньги, которые Москва потратит на операцию, можно было бы израсходовать разумнее.