НЕПЕРЕВОЗИМАЯ ХРУПКОСТЬ БЫТИЯ

В столичном Пушкинском музее открылась выставка легендарного Альберто Джакометти (1901-1966) - последнего из великих модернистов, чьи произведения еще не экспонировались в России.

Выставлялась, правда, соц-артовская работа Леонида Сокова "Встреча двух скульптур": злобного вида Ленин пристально смотрит в горло скульптуре а-ля Джакометти, которая за счет высокого роста нависает над советским вождем, но это не в счет. Нынешняя ретроспектива состоит из 27 скульптур, 7 живописных полотен и 20 рисунков и гравюр. Выставка Джакометти, официально признанного лучшим скульптором ХХ века, казалось бы, невелика, но ценность ее огромна (на последней ярмарке "Арт-Базель", например, за его скульптуру "Венецианка" Роман Абрамович выложил 14 млн. долларов).
В центре просторных залов отдела личных коллекций ГМИИ застыли бронзовые изваяния людей настолько тонких в кости, что они кажутся инопланетными существами из голливудских блокбастеров. Вдоль стен на подставках малые формы: бюсты, головы, фигурки животных. Все свои скульптуры мастер делал только руками, поэтому в каждом мазке, в каждом изгибе можно различить отпечатки его пальцев. Не зря Сартр называл скульптуры Джакометти "пластическим воплощением экзистенциализма".
РЕПЛИКА
Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина:
- Несмотря на огромную востребованность творчества этого гения, выставлялся он редко, поскольку хрупкие работы Джакометти сложны для транспортировки. Над концепцией нынешней выставки работал сотрудник цюрихского музея Кунстхауз, швейцарский искусствовед доктор Кристиан Клемм. Мне самой трудно объяснить, как стало возможным заполучить эту экспозицию, охватывающую все грани творчества мастера. Я просто счастлива, что это удалось.