Еще несколько лет назад владельцем новенькой малолитражки на Украине можно было стать, имея в кармане 3000 долларов. Именно столько стоила модификация "Запорожца" - "Таврия". Ее четырехдверный вариант под названием "Славута" салоны продавали по 6000 "баксов". Заводскую легенду о том, как определялась цена на малолитражки, рассказал бывший директор ЗАЗ Степан Кравчун.
- Как-то глава конструкторского бюро завода Владимир Стешенко вывел формулу: "Запорожец" должен стоить не дороже тысячи бутылок водки. Так поначалу и было. Первый "Запорожец" обходился покупателям в 1800 рублей. А поллитровку продавали за 1 рубль 80 копеек. Потом водка подорожала до 2 рублей 20 копеек. И цена "Запорожца" поднялась до 2200 рублей. Последняя модификация "Славута" стоила примерно 2500 поллитровок. То есть золотое правило нарушили. Может быть, именно поэтому ЗАЗ прекратил выпуск собственных машин?
А если всерьез, то приговор "запорожцам" подписали экологические требования Евросоюза, в который так стремится Украина. В 2004 году ЗАЗ сделал последнюю попытку спасти собственное детище: там разработали и наладили выпуск ограниченных партий "Славуты" стандарта Евро-2. Машины шли на экспорт в Россию. Поднимать до Евро-2 весь модельный ряд оказалось бессмысленным: катализаторы, которые пришлось бы ставить, неимоверно усложнили бы жизнь основных потребителей - автомобилистов сельской глубинки. Ведь систему впрыска практически невозможно отрегулировать на коленке. А автосервисы от них далеко.
Теперь автозавод переходит на выпуск более рентабельного Lanos Chevrolet для Украины и России, а также вазовской классики - "пятерок" и "семерок". Сборочный конвейер работает в три смены.
ФОКУС "ТРУДА"
На головном предприятии ЗАЗа трудятся больше 25 тысяч человек. Вместе со смежниками свыше 100 000 рабочих и инженерно-технических сотрудников. Средняя заработная плата на ЗАЗе - 2700 гривен (то есть 13 500 российских рублей).
мечта
ЗАРАБОТАТЬ НА "ЗАПОРОЖЕЦ"
18
средних месячных зарплат рабочего или служащего (120 рублей), или 2200 рублей, стоил "горбатый" "Запорожец" (ЗАЗ-965А) в 70-м году
32
средние месячные зарплаты (1500 гривен), или 46 900 гривен, стоит сейчас ЗАЗ "Ланос" на Украине. Для сравнения: в России он обошелся бы в 13,5 месячного заработка (17 800 рублей в августе), или 240 000 рублей.
родословная
ОТКУДА ПОШЕЛ "ЗАПОРОЖЕЦ"
История Запорожского автомобилестроительного завода ведется с 1863 года, когда голландец Абрагам Кооп создал предприятие по выпуску сельхозмашин. В 1923 году на нем началось производство первых отечественных комбайнов. С 1959 года на заводе стали выпускать автомобили малого класса - ЗАЗ-965, ЗАЗ-965А и ЗАЗ-968 (с 1972 года). По 1994 год было изготовлено 3 422 444 "Запорожца" и двигателей с воздушным охлаждением (на заводе в Мелитополе). В 1988-м в серию пошли автомобили семейства "Таврия" - ЗАЗ-1102 и ЗАЗ-1103 (с 1999 года), уже не имевшие ничего общего с крайне популярными на просторах бывшего СССР "Запорожцами". Выпущено их было сравнительно немного. С 2004 года на заводе произошло обновление оборудования - начато производство автомобилей ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, "Ланос (Т-150)" и "Опель Астра G".