В последнее время Махачкала и окрестности превратились чуть ли не во фронтовую местность. Всего три дня назад здесь тоже грохотали взрывы, трещали автоматы, стреляли танки. Тогда в результате спецоперации также были уничтожены два боевика. Один из них Раппани Халилов, второй человек из террористического подполья.
На этот раз первая информация о спецоперации в столице Дагестана поступила еще в четверг около 14 часов по московскому времени. Информагентства сообщали о двух боевиках, засевших в доме ? 15 по улице Магидова и оказывающих ожесточенное сопротивление федералам. По данным МВД республики, с наступлением вечера стрельба все еще продолжалась. Около 19 часов прогремел взрыв - саперы подорвали подвал, из которого отстреливались бандиты. В результате один из преступников погиб, другой, перебравшись в соседний дом, продолжал стрельбу.
К утру оба преступника были ликвидированы. Как сообщили в МВД Дагестана, их имена Исмаил Ахмедов и Омар Шейкулаев. Оба находились в федеральном розыске. Шейкулаев был одним из лидеров дагестанского подполья. По данным правоохранительных органов, его фамилия фигурировала в списках подозреваемых в убийствах республиканских милиционеров, совершаемых с 2003 года. По некоторым сведениям, Шейкулаев был близким помощником все того же Раппани Халилова, за которым числится более 60 терактов. Итак, очередная спецоперация завершена. Одни говорят о большом успехе. Другие подсчитывают потери: сгоревшие дома, погибшие спецназовцы. Кто же прав? Прокомментировать ситуацию мы попросили авторитетных экспертов.
Сергей ГОНЧАРОВ, президент ассоциации ветеранов группы "Альфа":
- При подобных операциях полностью избежать потерь просто невозможно. Хочу особо отметить: бойцы, которые сегодня служат в "Альфе", подготовлены даже лучше, чем были мы, их предшественники. Потому что государство сейчас полностью осознает необходимость существования подобных подразделений. Понимает, что без них просто не обойтись. И потому выделяет для них более-менее нормальные средства. Даже зарплата стала больше. Офицер, пришедший сегодня на службу в "Альфу", получает где-то около тысячи долларов. Для олигархов это, конечно, немного, а для служивых уже что-то.
Геннадий ГУДКОВ, член Комитета Госдумы по безопасности:
- Участников контртеррористической операции можно, конечно, упрекнуть: то-то они сделали не так и то-то... Однако критиковать со стороны легко. Скажем, кто-то говорит: это неправильно, что в последнем случае и шесть домов сгорело, и потери есть. Нужно, мол, было делать по-другому. Но даже в сгоревших домах можно увидеть: руководители операции просто хотели сберечь людей. Чтобы не идти в открытое столкновение. Ну а потери... Знаете, даже в военных учебниках действует правило: обороняющаяся сторона несет потери в три раза меньше, чем наступающая.
Чтобы минимизировать эти потери, применялись и танки, и бронетранспортеры. И еще: не стоит полагать, что боевики - это плохо обученные, голодные люди, которые только что спустились с гор. На самом деле нам противостоят хорошо обученные, в достатке вооруженные, прекрасно адаптированные к местным условиям опытные террористы.
Валерий ПОРК, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка:
- В этих операциях не обойтись без потерь. Кто-то, возможно, удивится: почему не применялись какие-то другие средства для выкуривания бандитов? Ответ обычно простой: так требовала боевая обстановка. Во избежание потерь среди населения боевиков нужно было ликвидировать как можно быстрее.