- Виктор Андреевич, как вообще возникла проблема дефицита энергетических мощностей в столице и опасение того, что вдруг "света не будет"?
- Дело в том, что изменились ранее существовавшие правила и порядок, когда вместе со строительством новых объектов промышленности и жилья организации и ведомства одновременно занимались возведением новых электросетей, включая высоковольтные подстанции. Затем они передавались на баланс энергетиков, а город жил и работал, не зная забот и имея значительный запас энергомощностей. Однако с конца 1990 годов это правило было нарушено. Решили, что в эпоху рыночных отношений хлопотно и накладно заниматься сторонним бизнесом и тратиться на энергетику. На первых порах, когда столица жила старым запасом, об энергетике никто особенно не вспоминал. Тем более что тогда экономика переживала глубокий кризис: без дела стояли заводы и фабрики. Теперь, когда все закрутилось и заработало, а темпы ежегодного экономического роста столицы превысили 6 процентов, оказалось, что город вступил в полосу дефицита электроэнергии. В этой ситуации фактически прекратилось присоединение новых потребителей к энергоисточникам без ущерба надежному электроснабжению мегаполиса. В результате до 85 процентов всех городских подстанций высокого напряжения оказались закрытыми для новых подключений. Мы вынуждены признать, что в 2007 году только каждый десятый заказчик получит возможность осуществить присоединение или увеличить потребляемую мощность своих объектов. При этом в самом сложном положении оказались запад, юго-запад и юг Москвы. Правда, в 2006 году за счет крупного инвестирования острота проблемы снята в центре и северо-западном районе города.
- Как восполнить дефицит мощностей?
- Выход один - активно строить новые объекты энергетики. Если это делать за счет роста тарифов на электроэнергию, то придется их повысить не меньше чем на 45 процентов. Понятное дело, что правительство и энергетики, чтобы не перекладывать на население тяжелое бремя дополнительных расходов, таких непопулярных решений принимать не собираются. Остается единственно приемлемый выход из ситуации - введение официальной платы за технологическое подключение новых абонентов. Было решено, что все организации, решившие строить новые объекты и расширять свой бизнес, будут оплачивать тарифы за подключение.
- Как введение новых тарифов отразится на кошельках москвичей?
- Рядовых потребителей принятое решение никак и никоим образом не коснется: как платили за киловатт-час по тарифу потребления, так и будут платить. Точно так же будет происходить и с новоселами, которые, если и будут платить больше за свет, то лишь потому, что в новых более просторных и элитных квартирах больше источников энергопотребления. Но к тарифам на технологическое присоединение это не имеет никакого отношения. Равно как и к ситуации на рынке жилья, где цены растут непомерными темпами без участия энергетиков.
- На что будут потрачены деньги, вырученные за счет вводимых тарифов?
- На эти деньги наша компания проложит сети, построит распределительные пункты, трансформаторные подстанции и подключит потребителя к источнику электроэнергии. Кроме того, будут профинансированы работы по расширению возможностей подключения потребителей и строительство так называемых питающих подстанций высокого напряжения.
- Будут ли меняться тарифы на технологическое присоединение и в какую сторону?
- По моему мнению, маловероятно, что в ближайшие два года размер тарифа сократится сколько-нибудь серьезно. Но в дальнейшем тарифы начнут снижаться, так как дефицит электроэнергии более чем в пять тысяч мегавольт-ампер будет ликвидирован. Во всяком случае, так предусмотрено соглашением правительства Москвы и РАО "ЕЭС России". Скорее всего, снижение тарифов можно ожидать, через четыре года, когда поставщикам надо будет продавать "лишнюю" энергию.
- А сколько придется платить за технологическое подключение?
- Своим постановлением N 28 от 15 августа 2006 г. региональная энергетическая комиссия утвердила плату за технологическое присоединение. С 1 октября этого года стоимость подключения в Москве для юридических лиц составит 39,2 тысячи рублей за 1 кВт при среднем уровне напряжения (6-20 кВ) и 45,1 тысячи рублей за 1 кВт при низком уровне напряжения (менее 1 кВ). Физические лица, желающие подключиться к мощностям до 15 кВт для коммунально-бытовых нужд, должны будут заплатить 550 рублей.
- А кто выиграет от введения тарифов?
- Прежде всего потребитель, который наконец избавится от головной боли в поисках источников обеспечения электроэнергией построенных, но не введенных в эксплуатацию объектов. Причем речь идет не только о промышленных предприятиях. По причине дефицита мощностей в столице простаивает немало жилых домов. А любой дефицит, как известно, - питательная почва для разного рода злоупотреблений и коррупции. Поэтому наша компания сегодня работает по принципу "единого окна". В этом случае потребитель избавляется от необходимости общаться с внешними поставщиками электроэнергии. Все согласования осуществляются без участия заказчика, который в итоге получает выданный нами конечный продукт в определенной им точке. Не скрою, что для нас это хлопотно и затратно. Но с точки зрения развития электросетей и экономики это выгодно. Ведь если инвестор оставляет на своем балансе и не передает нашей компании электрические сети, то он вынужден создавать собственную эксплуатационную службу. Получается, что мы теряем единое управление сетью и не имеем при аварийной ситуации доступа к чужой электроустановке. Посредством вводимых тарифов в Москве будет создана единая технологическая цепочка. А по мере развития региональной отрасли тарифы на технологическое присоединение начнут снижаться. По моему прогнозу, два года мы будет выправлять ситуацию, ликвидируя дефицит энергии, еще пару лет приводить все электросетевое хозяйство в образцовое состояние, а в 2011-2012 годах тарифы начнут снижаться.
Беседу вел