ПРИНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ

Весной этого года в Комитет Госдумы по информационной политике был внесен проект поправок в Закон о СМИ. Он предусматривал введение на телевидении обязательной маркировки всех без исключения телепрограмм и фильмов т.н. "знаками возрастных категорий". Автор проекта Валерий Гальченков предлагал следующее: на экране все время должен присутствовать значок с цифрой, обозначающей, с какого возраста можно смотреть данную программу. По мнению депутата, подобная маркировка оградила бы детскую аудиторию от лицезрения сцен насилия, жестокости, а также откровенной порнухи, которой на нашем ТВ предостаточно. И вот на днях думский комитет рекомендовал парламенту отклонить эти поправки.

Напомним историю вопроса. На протяжении последних лет Госдума неоднократно поднимала вопрос о том, что вседозволенность, царящая на нашем ТВ, негативно сказывается на подрастающем поколении. Что изобилие трупов, мордобоя, постельных сцен и т.д. на телеэкране ломает несформировавшуюся детскую психику и провоцирует правонарушения среди несовершеннолетних. Разговоры на эту тему были столь эмоциональными и имели такой общественный резонанс, что даже руководители телеканалов пришли к выводу, что надо что-то делать. В один прекрасный день они съехались в Госдуму и вместе с руководителями фракций подписали широко разрекламированную хартию, в которой обязались впредь быть белыми и пушистыми. (К слову, ничего в нравственной политике телеканалов с тех пор принципиально не изменилось. Вспомните хотя бы репортажи из затопленного Нового Орлеана, в которых по многу раз на день крупными планами и во всех ракурсах показывались трупы утонувших и умерших от болезней и истощения людей.) И вот наконец был внесен тот самый проект поправки в Закон о СМИ. В случае его принятия помимо логотипа телеканала на экранах должны были бы появиться специальные значки. Так, кружок красного цвета с цифрой "18+" внутри значил бы, что фильм или программа предназначены для людей старше 18 лет. При этом автор проекта ссылался на опыт некоторых зарубежных стран, где подобная практика уже существует.
В начале июня вышеозначенный думский комитет рассмотрел предложения Гальченкова и рекомендовал принять их. Сторонники нравственного воспитания молодежи вздохнули с облегчением. Хотя вопрос о том, кто именно будет маркировать программы, так и остался открытым.
Но вот на днях тот же комитет рекомендовал... отклонить поправки. Причем, как сообщил глава комитета Валерий Комиссаров, решение это было принято единогласно. Что же заставило комитетчиков так кардинально изменить свое мнение? А то, что, по словам Комиссарова, "подобная маркировка, наоборот, может вызвать нездоровый интерес у подростков, и даже те, кто не собирался смотреть ранее ту или иную передачу, увидев, что на ней стоит знак "18+", прильнут к экрану". Что тут скажешь? Действительно, в некоторых странах, где подобная маркировка введена, в телеприемниках существует система цифровой кодировки, при которой запрещенная для показа детям программа по желанию родителей выключается. А наших-то отпрысков как удержать? Не будешь же целый день значки рассматривать.
Но, выходит, все вернулось на круги своя. Может, еще одну хартию подписать?..
А вот как это делают в мире. В большинстве стран ЕС существует жесткий запрет на показ сцен насилия и эротики с 7 до 23 часов. А в текстах передач, транслируемых в это время, не должно быть грубых и неприличных выражений, а также намеков на действия сексуального характера. За соблюдением этих правил наблюдают общественные советы. Нарушишь - заплатишь штраф. Нарушишь еще - лишишься лицензии на вещание. В Израиле при показе подобных программ на экране возникает значок с изображением перечеркнутого ребенка. А во Франции введена та самая система, которая только что была отклонена у нас. Видимо, там дети менее падки на "клубничку".