- Вячеслав Владимирович, вы ведь пришли на телевидение из театра?
- Да, театру я отдал двадцать с лишним лет. Я окончил актерский и режиссерский факультеты ГИТИСа. Уехал в Белоруссию. Работал в разных театрах. Вернувшись в Москву, ставил спектакли в театре Островского (сейчас он уже не существует), в Областном театре юного зрителя, в Театре на Малой Бронной. Там я поставил спектакль "Свадьба брачного афериста", прошедший с аншлагом более тысячи раз. В нем играл Леонид Броневой. А тогда на телеэкраны только вышли "Семнадцать мгновений весны", и когда Броневой появлялся на сцене, по залу катился громкий шепот: "Смотрите, смотрите - Мюллер!". В театре Станиславского я поставил один из своих любимых спектаклей "Двенадцать" по пьесе Павла Когоута. Ну а после того, как это постановка была закрыта цензурой, я перешел в студию по подготовке новых номеров для профессиональных актеров цирка. Кстати, располагалась она в церкви около Театра Ленинского комсомола.
- Как появилось в вашей жизни ТВ?
- На телевидение я попал в 1966-м, можно сказать, совершенно случайно. Однажды с приятелем-режиссером возвращались с футбольного матча, и он вдруг спросил меня: "Тебе не надоело в цирковом училище? Вот мы сейчас на телевидении создаем отдел Приключений и фантастики, переходи к нам". Название мне понравилось, и уже через несколько дней я числился в ПИФе, Все, что касается всякого рода приключений, мне всегда было очень интересно. К тому же у меня появлялась возможность развернуться в детективном жанре, о котором я давно мечтал.
- Когда вы приступили к "Знатокам"?
- До "Знатоков" я сделал несколько постановок с приключенческим сюжетом, в том числе и телеспектакль "Люди в серых шинелях" по сценарию Ольги и Александра Лавровых, в котором рассказывалось о работе МУРа. Этот телеспектакль произвел большое впечатление и на зрителей, о чем тогда судили по многочисленным письмам, и на наше руководство. И возникла идея сделать цикл на эту же тему. Работа над "Знатоками" началась в 1969 году. Кстати, Александр Лавров имеет юридическое образование, у него были хорошие связи в МУРе, где он, собственно, и собирал материалы. Наш первый фильм вышел на голубые экраны через два года.
- Телеспектакль снимался на базе Театра на Малой Бронной, и поэтому главные роли в нем исполняли его артисты: Георгий Мартынюк (Знаменский), Леонид Каневский (Томин)... Исключением была Эльза Леждей, работавшая в Театре киноактера. Как же она попала в вашу команду?
- Да, редакция требовала, чтобы мы работали на базе какого-то одного театра, и у нас уже была договоренность с актрисой Анной Антоненко, которая и должна была сыграть Кибрит. Но когда мы составили график репетиций и съемок, выяснилось, что она в него ну никак не попадает, потому что беременна и через несколько месяцев должна родить. Положение было ужасным. Перенести съемки мне не разрешили. Дело было летом, все на гастролях. И вот тут спасение - Лавровы, которые были своими людьми в Театре киноактера, предложили мне Эльзу Леждей.
- Лавров знал, как работает МУР. Но актеры-то не знали! Как они входили в образы?
- Мы довольно часто бывали на Петровке. Постоянно общались со следователями, операми. Леждей была вхожа во всю научно-исследовательскую часть МУРа, к ней относились там очень доброжелательно. Не один раз мы присутствовали на допросах и обысках. Однажды перед съемками Леждей, Каневский, Мартынюк и я были на допросе продавщицы, подозреваемой в спекуляции. Чтобы не смущать ее, нас представили как студентов-юристов. Мы всем своим максимально серьезным видом старались соответствовать. Когда беседа закончилась, следователь говорит: "А теперь проедем к вам домой на обыск. И вы, товарищи студенты, если хотите, можете сопровождать нас". Перед воротами Петровки стояли две черные "Волги", Каневский открыл дверь машины перед подозреваемой, но она первой войти отказалась: "Нет, только после вас, Томин!". Мы были страшно разочарованы; выходит, она рассекретила нас с самого начала.
- А было ли давление со стороны МВД? Требовали ли у вас согласовать сценарий, показывать готовый материал?
- Обязательно, у нас было несколько консультантов, главный из которых - генерал-лейтенант Викторов, заместитель министра МВД. Викторов получал сценарий каждой серии, внимательно его прочитывал, записывая на полях свои предложения и замечания. А потом вызывал съемочную группу к себе на ковер в здание министерства на улице Огарева. Но не скажу, что с его стороны по отношению к нам принимались какие-то особо жесткие меры.
- Не только начальники МУРа вмешивались в вашу работу, но и простые телезрители. Рассказывают, что они, например, "оживили" Томина...
- В серии "Побег" Томин был серьезно ранен. И к нам в редакцию пришло несколько тысяч писем примерно такого содержания: "Убьете Томина - продадим телевизор". Так что в следующим фильме Томин у нас "выздоровел".
- Актеров, наверное, часто путали с их персонажами?
- Постоянно. Однажды Мартынюку сразу же после выступления где-то в Сибири надо было срочно вылететь в Москву, где на следующий день у него был спектакль. Но в кассе аэропорта ему сказали, что билетов нет не только на сегодня, но и вообще на все ближайшие дни. Тогда Георгий пошел к начальнику аэропорта, тот взял его паспорт и пообещал все устроить. Но когда через несколько минут кассирша, посмотрев паспорт, выдала Мартынюку билет, в графе "Фамилия" он обнаружил запись "Знаменский". Да и с Каневским постоянно происходило то же самое. Мы часто бывали в дачном поселке под Сергиевом Посадом. Неподалеку находился небольшой пруд, на который мы ходили купаться. А на берегу пруда постоянно собиралась и задиралась к дачникам местная шпана. И вот однажды, когда у пруда появился Каневский, среди них пошел шухер: "Томин, Томин! Пацаны, сваливаем отсюда поскорее!" И они разбежались. Вообще, надо сказать, Каневский иногда пользовался своей узнаваемостью. Он довольно лихо водил машину, и частенько нарушал правила. Но его никогда не штрафовали, а только слегка журили: "Томин, надо бы ездить поаккуратнее". Между прочим, по сводкам Главного управления МВД, во время показа "Знатоков" количество совершаемых преступлений уменьшалось. Получается, что "Знатоков" смотрели даже преступники!
- Параллельно со "Знатоками" вы снимали и цикл фильмов о Мегрэ. Интересно, оказывали ли какое-либо влияние одна работа на другую?
- Вот один случай, за который я даже получил от Лавровых небольшой втык. В четвертой серии "Знатоков" есть такой эпизод: в комнате двое братьев, младший валяется на диване с книгой, а старший начинает его упрекать: "Что ты все читаешь и читаешь? Неужели более важных дел у тебя нет?!". А младший отвечает: "Да ты что, я же читаю Сименона, Мегрэ. Кстати, ты знаешь, скоро сам Тенин Мегрэ будет играть". Это была актерская импровизация, в сценарии ничего подобного прописано не было, но в спектакле она осталась. Теперь бы это назвали скрытым пиаром.
- Об этом сериале также ходит множество легенд. Рассказывают, например, с каким трудом вам удалось найти исполнительницу на женскую роль в серии "Мегрэ и старая дама".
- Да, это история действительно необыкновенная. Сначала эту роль - обаятельной, грациозной пожилой маркизы - при посредничестве одного моего знакомого мы предложили Марине Ивановне Бабановой, которая нам представлялась идеальной актрисой для исполнения роли "старой дамы". Через несколько дней я позвонил ей и услышал: "Голубчик, благодарю вас за внимание, сценарий я внимательно прочитала, и многое в нем мне понравилось, но на мое участие в этой работе вам не следует рассчитывать. Я актриса, до предела верящая в предполагаемые обстоятельства!.. А поверить, голубчик, что своими руками я посмела убить двух человек, никогда не смогу! Это против моих человеческих принципов. Я изведусь сама, да и вас изведу, если соглашусь сыграть вашу даму". Следующей актрисой, к которой мы обратились, была Любовь Петровна Орлова. Ей также понравился и сценарий, и роль. Но и здесь был отказ. Любовь Петровна сказала, что ею прожита огромная жизнь в искусстве, но она никогда не забывала, что популярность приобрела, снимаясь в фильмах Григория Васильевича Александрова, в которых играла своих ровесниц, со счастливой судьбой и сложившейся жизнью. И она просто не имеет права на склоне лет показываться зрителям в роли одержимой убийцы, потому что в памяти нескольких поколений хочет остаться молодой, жизнерадостной женщиной. И тогда, при очередной раскладке актерского пасьянса, у меня возникла мысль пригласить на роль старой дамы Елену Алексеевну Фадееву. Правда, многим эта идея, после отказа Орловой показалась совсем уж нелепой, ведь незадолго до этого Фадеева в фильме Марка Донского сыграла мать Ленина, но положение было безвыходным, и мы отправили ей сценарий. Ответа ждали с нетерпением, но даже и не предполагали, что он последует так скоро. Буквально через два дня ранним утром у меня дома раздается звонок: "Вячеслав Владимирович, благодарю вас за предложение. Роль понравилась, но (тут я внутренне сжался, готовясь услышать очередной отказ)... когда начинаем репетировать?"
- А как вы относитесь к сегодняшним сериалам на бандитско-ментовскую тему?
- Сугубо отрицательно. Я считаю, что их авторы опустились до уровня дешевки и ширпотреба. Важно, что главной целью наших фильмов была профилактика преступлений, мы пытались, насколько это, конечно, возможно, предостеречь людей от попыток совершения злодеяний. А сегодняшние телефильмы этой цели лишены начисто.