ЗАГЛЯДЫВАЯ ПОД ОДЕЯЛО

17 сентября авторы очередного выпуска "Программы максимум" (НТВ), имеющей подзаголовок "Скандалы. Интриги. Расследования", не обманули ожиданий публики и познакомили ее со значимым событием нашей современности (не знаю уж, каким больше, политическим или телевизионным). Они выпустили в федеральный эфир фрагмент телефильма "Юля", который его создатель, видный элдэпээровец, депутат Госдумы, без ложной скромности назвал первым в российской истории произведением политического порно.

Главные герои ленты, грузин Миша и украинка Юля, сыграны актерами, как принято говорить со времен незабвенного Генпрокурора Скуратова, "внешне напоминающими президента одной суверенной страны и экс-премьера другой". Лукавая формула эта оберегает авторов от судебных исков, хотя, разумеется, исполнители ролей сознательно подобраны так, чтоб зрители не терялись в догадках по поводу прообразов. Он - высокий кавказец с прямыми, ниспадающими на лоб волосами, она - привлекательная блондинка славянской внешности с тугой косой, уложенной вокруг головы.
В том фрагменте, что был приведен в передаче, показана напряженная творческая работа съемочной группы над пикантной сценой, происходящей в салоне роскошного то ли лимузина, то ли вертолета. Камеру специально установили так, чтобы зрители могли заглянуть под юбку героини, увидеть белые трусики на ее соблазнительном теле. Потом нам мельком показали возмущение случайно оказавшихся на месте съемок людей, а также дали интервью с высоким грузинским начальником, который благодушно успокоил: у прототипа героя, мол, с юмором все в порядке, он не станет предъявлять каких-либо претензий к создателям шедевра нового жанра.
Об общественных претензиях этот господин умолчал. А они ведь не менее серьезны и основательны. И весьма актуальны. В последнее время наши телевизионщики все чаще в рассказе об известных фигурах используют прежде казавшиеся совершенно недопустимыми подробности их интимной жизни. И не просто упоминают о них вскользь, но делают их основной, а то и единственной целью своего повествования. Так, например, случилось с двухчастной передачей "Галина Брежнева", вышедшей на прошлой неделе в цикле "Кремль-9" на Первом канале в лучшее вечернее время с дневными повторами назавтра.
Рассказывая о дочери всесильного генсека, авторы в качестве "ключика" к истории ее жизни использовали приклеенный кем-то из недоброжелателей грязный ярлык: "первая юбка страны". А заодно мимоходом прошлись и по личной жизни ее отца: было, мол, и у него немало романов, а во время Великой Отечественной, - еще и ППЖ. Ведущий безжалостно называет имя этой "походно-полевой жены", показывает ее фото, разумеется, ничуть не задумываясь о том, что, возможно, жива еще и она сама или, во всяком случае, кто-то из ее близких. И что жизнь этой женщины, скорей всего, прошла вовсе не под знаком давнего романа с офицером Брежневым. И, следовательно, такая откровенность может болью задеть людей.
С бестактностью, напоминающей нравы "желтой" прессы, в передаче представлен весь реестр романов Галины, причем начиная с самых ранних, девичьих. Не случайно, видимо, никто из названных в эфире известных всей стране мужчин, вполне здравствующих и поныне, так и не появился в кадре. Не предлагали сняться? Маловероятно. Уж наши-то "телебиографы" найдут и того, кто свечку держал, и того, кто в это время под окном проходил. Подозреваю, что предложение все же было сделано. Но уперлось в обыкновенную брезгливость порядочных людей.
А для того чтобы чем-то заполнить кадр и набрать хронометраж на две части, авторы как раз и обратились за помощью к второстепенным фигурам из окружения генсека и его дочери: комендант дачи, охранник, парикмахерша. И вот они-то, получив нежданную возможность появиться на экране федерального телеканала, оказались на редкость словоохотливыми, отвечая на все вопросы авторов ленты и выказывая, как и положено, чрезвычайную осведомленность.
Как всегда бывает при нехватке конкретных фактов, в ход идут предположения и версии, основанные на косвенных свидетельствах. Так появилась в передаче "бриллиантовая" сюжетная линия. Неравнодушие Брежневой к драгоценностям в разыгравшемся воображении телевизионщиков стало основанием для детектива, связанного поначалу с финансовыми махинациями и воровством, а затем и с кровью.
Ограбление знаменитой дрессировщицы Ирины Бугримовой и убийство кинозвезды Зои Федоровой интерпретируются в передаче как заказные, связанные с тем, что и у той, и у другой были коллекции старинных бриллиантов. И делается прозрачный намек на личность заказчика. Вернее, заказчицы.
Неужели нет других способов рассказать о человеке, кроме как собрать все сплетни о его пороках? Известный телепублицист С.Зеликин в своем фильме о Е.Фурцевой спорит с таким подходом к жизнеописаниям. В показанной в прошлый четверг на ТВЦ первой части его ленты "Екатерина Третья" (вторую можно увидеть сегодня вечером) он уходит от разного рода слухов о подробностях личной жизни своей героини. Но при этом личная жизнь Фурцевой вовсе не замалчивается. Так, например, автор касается молвы, которая одно время упорно связывала ее с Хрущевым. Но при этом он не пытается отыскать какого-нибудь восьмидесятилетнего охранника, из несвязного монолога которого можно будет извлечь нечто эдакое. В фильме не только приводятся свидетельства людей, точно знающих все обстоятельства дела, но и главное - подробно анализируется история жизни этой женщины и особенности ее характера. Делается это с такой проницательностью и глубиной, что все наветы сами собой отпадают, выглядят пустыми.