ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД
175 лет назад в такие же сентябрьские дни в жизни Александра
ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД
175 лет назад в такие же сентябрьские дни в жизни Александра Сергеевича Пушкина случилась та самая болдинская осень, аналога которой в мировой литературе, пожалуй, не сыскать. Ехал поэт в плохом настроении для раздела имения в Болдино и соседнем сельце Кистеневка, часть которого отец выделил ему перед женитьбой. Да и с женитьбой не все ладно складывалось. Плюс ко всему вокруг свирепствовала холера. "Но в то время мне и в голову не приходило поворачивать вспять, и я не желал ничего лучшего, как заразы", - мрачно признавался поэт.
А чем все обернулось? Невольное холерное затворничество вылилось в "творческий запой". Даже просто перечислить все, что вышло из-под бегущего пера поэта за несколько осенних месяцев, этой колонки не хватит. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", маленькие трагедии, завершение "Евгения Онегина", над коим трудился, по собственным подсчетам, 7 лет 4 месяца и 17 дней...
Известный генетик, исследователь природы гениальности В.Эфраимсон считал, что "одной из биологических основ поразительного творчества Пушкина была волнообразная, сезонно поднимающаяся и падающая, но, в общем, огромная эмоциональность".
Кое-кто, возможно, это суждение оспорит, полагая, что гениальность - явление все-таки внесезонное и всепогодное. Не в этом суть. Вглядываясь в горизонты современной литературы, то и дело оборачиваешься назад, к Пушкину. И вдруг оказывается, что смотришь вперед.
ГАРМОНИЯ И АЛГЕБРА
Гении, как правило, бывают безразличны ко многому, но не к другим гениям. Например, математик академик А.Колмогоров, которого многие считают гениальным в своей малодоступной для широких масс области теории вероятности, так увлекся Пушкиным, что даже вычислил энтропию каждой строчки "Евгения Онегина", количество информации в каждом слове романа. А вывод сделал такой: при всем поклонении самым передовым хай-тэкам для общества гораздо дешевле вырастить еще одного Пушкина, чем создать программу, которая выдала бы текст, сопоставимый с "Евгением Онегиным".
Но чтобы вырастить еще одного гения, надо для начала добиться расширенного воспроизводства россиян. Тогда как-никак степень вероятности явно возрастет. Пока, сетуют демографы, не получается. Посетуем и мы:
Последнее из жизни
выжимаем.
А то, что выжато,
уже не пригодится.
Который год, как можем,
выживаем.
А так хотелось
воспроизводиться!