Вчера в Нью-Йорке о ходе расследования министр иностранных дел Литвы Антанас Валионис проинформировал генсека НАТО Яаапа де Хоопа Схеффера.
Авария произошла в минувший четверг, когда с аэродрома Лодейное поле в Ленинградской области группа истребителей вылетела в Калининград для сопровождения направлявшегося туда же самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Пилот одного из Су-27 майор Валерий Троянов в облаках отстал от группы и, как утверждают в Министерстве обороны РФ, из-за отказа навигационного оборудования оказался в воздушном пространстве Литвы. Выработав топливо, самолет упал в нескольких километрах от нашей территории, летчик катапультировался. В Вильнюсе подозревают майора Троянова в шпионаже и не спешат отпускать его на Родину. В ответ министр обороны РФ Сергей Иванов заметил, что шпионить ценой гибели самолета могут только идиоты.
Надо сказать, что в этом деле действительно немало загадочного. Как всего в нескольких десятках километров от нашей границы мог потеряться истребитель? Какие меры принимали наземные службы, чтобы сообщить Троянову курс на аэродром? Почему не выслали навстречу самолет-лидер, который привел бы его куда следовало? Времени-то было достаточно, если учесть, что пилот еще и вырабатывал в воздухе топливо. Даже во время войны бывали случаи, когда почти ослепшим от ран пилотам товарищи с помощью рации помогали посадить боевую машину.
"Труду" удалось выяснить, что в Вильнюсе Троянов проживает в отеле "Балатонас", где всего 13 комфортабельных номеров. Однако сообщить его нынешний телефон в посольстве РФ в Литве категорически отказались без объяснения причин.
Тогда перечисленные вопросы мы адресовали начальнику штаба ВВС и ПВО Балтфлота генерал-майору Валерию Макарову. Он прямой начальник тех, кто отвечал за безопасную проводку Су-27 к аэродрому назначения. После долгих уговоров генерал ситуацию прокомментировал коротко и сбивчиво:
- Да, мы вели самолет Троянова с земли и знали про отказ пилотажно-навигационного оборудования. Но одновременно стали происходить и сбои в радиосвязи с ним и на экранах радаров. Истребитель то появлялся на них, то пропадал. Тем не менее диспетчеры подсказывали майору, старались вести его правильным курсом. Он выполнял их команды, но не все. Очевидно, Троянов был уверен, что и без того шел куда следует. Почему так случилось? Выводы делать пока рано. Есть масса догадок и мнений, но подождем расшифровки "черных ящиков". Могу лишь сказать, что виноваты все - и летчик, и наземные службы.
Зная порядки в Министерстве обороны РФ, можно предположить, что впереди - серьезнейший "разбор полетов", после которого наверняка придется спарывать не одни лампасы.