ОТСУТСТВИЕ ОППОНЕНТОВ ОПАСНО РАССЛАБЛЯЕТ,

Продолжающаяся ознакомительная недельная поездка шести британских парламентариев в Москву и Питер - ответный визит, последовавший после схожего турне российских народных избранников в Великобританию в декабре 2001 года. Обмен делегациям и обмен опытом проходит под эгидой возникшего более 100 лет назад Межпарламентского Союза.

Впечатления первого дня - не обязательно самые верные, но в чем-то симптоматичные. Гости поделились ими в неформальной обстановке, поэтому их суждения привожу без ссылок на авторство и без указания имен и должностей их собеседников.
Британские парламентарии, судя по их признанию, были удивлены рядом непонятных для них комментариев, услышанных ими от коллег в Государственной Думе. Узнав, что в состав делегации включены три представителя от правящей лейбористской партии и столько же от оппозиции в лице партии тори, российский парламентарий от души это поприветствовал, заметив, что стоило бы перенести этот положительный опыт и на нашу почву. В другом случае руководитель одного из думских комитетов пожаловался, что разъезжающие по миру наши депутаты зачастую делают за рубежом никак не стыкующиеся друг с другом по смыслу заявления, создавая впечатление "отсутствия единства во взглядах".
Отдельным сюжетом проходила в беседах тема чеченского лидера Ахмеда Закаева, получившего в Британии официальное прибежище. Хотя гости хорошо уяснили к концу первого рабочего дня, что в Москве расценивают это обстоятельство как недружественный шаг, они продолжали ссылаться на веские причины такого решения. Решение, сказала мне глава делегации госпожа Джоан Раддок, принято судом, то есть независимой инстанцией, не подвластной давлению со стороны ни правительства, ни парламента...
Наверное, нет ничего удивительного в том, что британские парламентарии продемонстрировали завидную широту мышления: они столь же оживленно взялись обсуждать недостатки собственной демократии, в частности, сетуя на изобилие слухов и молвы, способных запутать даже их, вроде бы обладающих всей полнотой информации. А лейборист Боб Лакстон, бывший "профсоюзник", рассуждая о неспособности ряда политиков из стана тори понять невозвратимость эпохи Маргарет Тэтчер, воздал должное "железной леди" - он похвалил ее не только за то, что она придала импульс предпринимательскому духу и вдохновила бизнес на жесткую конкуренцию, но и за то, что с учетом новых реалий "поставила на место тред-юнионы".
- Сегодня позиции лейбористской партии по-прежнему сильны, мы наверняка выиграем выборы в следующем году, хотя, возможно, и не досчитаемся 40 - 50 мандатов. У наших главных соперников - партии консерваторов и партии либеральных демократов - нет никаких шансов по причине отсутствия новых идей и сильных лидеров, - поведал мне заседающий в палате общин с 1997 года Боб Лакстон.
- Нет, это не повод для особой радости, - продолжил он, - поскольку слабость оппозиции вредит делу. Понижается интеллектуальный уровень дискуссий. Нет столкновения различных мнений, а значит, правящей партии не указывают на слабые места в предлагаемых ею государственных решениях. Побочный результат: сложнее удерживать боевое единство партии. Скажу так: в парламенте отсутствие серьезных оппонентов ведет к самодовольству и опасно расслабляет.