И ТОГДА УМНЫЕ СТАНУТ БОГАТЫМИ

В 2005 году объем российского экспорта компьютерного программного обеспечения предположительно составит 1 млрд. долларов, вдвое превысив показатель 2003 года. Еще через год мировые продажи этого вида hi-tech продукции с маркой "Сделано в России" составят уже 2 млрд. долларов. С таким прогнозом на III Байкальском экономическом форуме выступил министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. Он подчеркнул, что в ближайшие десять лет индустрия программного обеспечения в России может сравниться с нефтедобычей.

Основное внимание участников и гостей форума было уделено вопросам развития энергетического и информационного секторов отечественной экономики. Любопытно было наблюдать, как иностранные делегации, в основном из Японии и Китая, живо интересовались вопросами развития нефтегазового хозяйства Сибири. Российские же участники форума, представлявшие в Иркутске бизнес и власть, особое внимание уделили той части форума, где разговор шел о развитии в стране информационных технологий, двигающих, как известно, рост всех отраслей национальной экономики.
Такую избирательность вряд ли можно считать случайной. Россия в последние годы демонстрирует стремление жить и развиваться вне зависимости от нефтегазовой трубы. О том, что у нас есть не только желание, но и конкретные результаты, свидетельствует анализ ситуации на этом высокотехнологичном рынке, представленный Мининформсвязи. По словам главы ведомства, "развитие информтехнологий сегодня имеет значение не меньшее, чем индустриализация 30-х годов прошлого века. А в стратегическом плане достижение паритета с развитыми странами гарантирует России национальную безопасность и фундамент технологического развития на перспективу".
Способны ли участники растущего IT-рынка обеспечить поставленную задачу? На этот вопрос специалисты Мининформсвязи дают продуманный и в целом положительный ответ. В качестве аргумента было заявлено, что ежегодный рост сектора информтехнологий составляет 25 процентов, а в отрасли связи - 40 процентов. Уже сегодня объемы экспорта программного обеспечения превышают весь экспорт российской автомобильной продукции.
Амбициозный план, помимо стратегической составляющей, имеет и сугубо меркантильную сторону. Российский бизнес не может да и не должен особенно уповать на государеву помощь в погоне за развитыми в информационном отношении странами. К тому же лакомый пирог мирового рынка программного обеспечения растет как на дрожжах: к 2010 году он увеличится до 140 млрд. долларов. При том, что весь отечественный рынок превышает 6 млрд. долларов, наши прошлогодние экспортные достижения в этом сегменте в 500 млн. долларов уже не кажутся столь впечатляющими. Вместе с тем эксперты считают, что нашим интеллектуальным компаниям в 2006 году вполне по силам выйти на экспорт программного обеспечения в 2 млрд. долларов.
Наши успехи в производства вычислительной техники значительно скромнее, но обладают большим потенциалом. Российские компании уже научились конкурировать с ведущими мировыми поставщиками компьютеров всех классов - от карманного до суперкласса. К сожалению, конкурентное равенство достигнуто лишь на внутреннем рынке. Даже с учетом его 30-процентного роста и емкости, оцененной в сотни миллионов долларов, в Мининформсвязи недовольны положением дел. Здесь хотели бы видеть лидеров отрасли в числе видных игроков мирового рынка. А чтобы желание совпадало с возможностями, крайне необходимо содействие государства. Нет, никто не собирается попрошайничать в Минфине деньги для развития отрасли. Однако сенаторам и депутатам Госдумы, присутствовавшим на "круглом столе" на тему "Развитие информационного пространства России", было предложено внести в повестку дня обеих палат парламента ряд законопроектов, стимулирующих развитие высокотехнологичной отрасли. Прежде всего речь идет о введении гибких таможенных пошлин, создании особых экономических зон и проведении наступательной маркетинговой поддержки отечественной продукции со стороны правительства.
При этом Леонид Рейман отметил, что ведомственные или корпоративные успехи не должны заслонять выполнения социальных задач. К примеру, с выходом на цифровое равенство каждый россиянин будет иметь возможность доступа к телефону, цифровому телевидению и Интернету. В этой сфере проблем пока еще выше крыши. Обращаясь к бизнесменам, министр напомнил, что населению все равно, какие цифры стоят в отчетах, если, например, в сельской местности нет телефонов. За примерами далеко ходить не пришлось: Иркутская область по уровню сельской телефонизации занимает 74-е место в России, а 12 ее районов не имеют возможности принимать передачи местного телевидения.
Когда речь зашла о региональной политике связистов, то выяснилось, что большая часть услуг дальней связи (почти 80 процентов) приходится на Москву и Петербург. Куда уж тут до цифрового равенства? Владельцам компаний, попытавшимся оправдать ситуацию отсутствием платежеспособной клиентуры, было заявлено, что "Сибирьтелеком" (кстати, компания также не бюджетная) вполне успешно справляется с проблемой убыточности бизнеса в отдаленных районах Сибири. А компаниям, желающим получить статус федерального оператора дальней связи, было поставлено обязательное условие - наладить работу в 88 регионах страны. Видимо, для того, чтобы отбить желание у любителей снимать сливки, обслуживая богатый центр страны.
Министр напомнил об опыте дотационной Калмыкии, где население живет беднее, чем в сибирских регионах, но проблему телефонизации отдаленных сел там решили. В каждый малонаселенный пункт, куда тянуть дорогостоящую телефонную линию нерентабельно, поставили спутниковые телефоны. Жизнь показала, что желающих поговорить по продвинутой связи оказалось более чем достаточно, а каждый аппарат набрал годовую прибыль почти в тысячу долларов. Последний пример дает достаточно четкое представление о том, что и в России умный может и должен жить богато.