Открытое правительство в составе кабинета министров Дмитрия Медведева вот-вот прикажет долго жить. Его функции готова взять на себя обновленная Общественная палата (ОП), которую возглавил сопредседатель Общероссийского народного фронта Александр Бречалов. Палата будет принимать решения, что делать с общественными инициативами, получившими поддержку 100 тысяч россиян. Предполагается создать экспертно-аналитический центр — своего рода интеллектуальный штаб, который будет проводить экспертизу значимых социально-экономических законопроектов. Еще Общественная палата будет участвовать в формировании общественных советов при федеральных ведомствах.
До сих пор все эти обязанности были возложены на министра по делам открытого правительства Михаила Абызова и его аппарат. Министр и сейчас уверяет, что «только его структуры, находящиеся непосредственно в правительстве, могут обеспечить взаимодействие общества и чиновников, контролировать этот процесс и обеспечивать открытость государственных органов». Эти функции, по мнению господина Абызова, Общественная палата заменить не может.
Но возникает вопрос: а есть ли что заменять? До сих пор о деятельности Открытого правительства было много разговоров, но не дел. С момента появления указа президента о реализации общественных инициатив граждан появилось несколько предложений, собравших искомые 100 тысяч подписей. Но ни одно из них так и не стало законопроектом. Нет данных и о пользе от экспертной работы, которой более должны заниматься подведомственные Открытому правительству структуры.
А ведь считается, что главная работа ведомства Абызова — это рассмотрение и экспертиза долгосрочной программы развития стратегических предприятий. Но какими именно предприятиями оно занимается, какая долгосрочная программа развития для них подготовлена и с каким экономическим эффектом — до сих пор не известно. Не удивительно, что в Кремле эту структуру все чаще называют «пятым колесом телеги». Теперь, видимо, пришло время бесславной кончины и этой, одной из последних инициатив главы кабинета.
Впрочем, сам премьер, похоже, считает министра-миллиардера Михаила Абызова (76-я строчка в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes, состояние в 1,2 млрд долларов) о-очень ценным приобретением в своей команде. В правительственных коридорах говорят, что, лишившись одного «виртуального портфеля», глава Открытого правительства вскоре получит новый — станет министром по инновациям. Первый шаг уже сделан: на прошлой неделе появилось поручение премьера, которое дает Абызову полномочия по координации работы всех министерств кабинета в сфере инноваций: «обеспечивать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и институтов развития по вопросам модернизации и инновационной деятельности», в том числе «готовить заседания и контролировать исполнение решений президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию при президенте РФ». Он же займется и контролем за исполнением решений президиума этого совета.
То есть функция по большому счету остается все та же: организация обсуждений и координация согласований. На прежней должности это уже привело к тихим похоронам идеи эффективного общественного контроля за планами и действиями исполнительной власти. Теперь под бюрократическим прицелом окажутся инновационные перспективы российской экономики. Которая и так еле-еле дышит под многоуровневым чиновничьим гнетом...