Пушкинский музей впервые показал свою коллекцию резных камней
Выставка «Мир в миниатюре. Геммы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» охватила почти 6 тысячелетий искусства резьбы по камню. Корреспондент «Труда» советует захватить с собой лупу.
Пушкинский музей впервые показал свою коллекцию резных камней. Из 500 предметов около 200 выставлены в Олимпийском зале музея — от поражающих фантазию цилиндрических печатей Вавилона до искусных брошей XIX века. Рядом старинные каталоги и слепки с гемм, подспорье для собирателей и копиистов. Геологический музей им. В.И. Вернадского дал образцы горных пород и помог определить камни, используя современные неразрушающие методы. Минералоги выяснили источники материала, служившего резчикам древности: где бы ни находили геммы из лазурита, с античных времен до XV века единственным его месторождением оставался Бадахшан на территории Афганистана, а гелиотропы добывали только в Индии.
Искусство художественной резьбы на полудрагоценном камне известно с времен архаики. Сердолик, аметист или агат с изображением божества или магического символа в Месопотамии и Афинах служил и личной печатью, и амулетом: камням часто приписывают чудодейственные свойства. Потому в древности чаще делали инталии — камни с углубленным изображением, сохранявшие функцию печати, а в Новое время в моду вошли камеи с выпуклым рельефом. Вырезали их на мраморе, раковинах, даже на абрикосовых косточках, как бусины из ожерелья XVI века. Но самые эффектные — это, конечно, камеи: геммы со светлым бюстом на темном фоне, которые вырезали на двухслойном агате, с древнеримской эпохи добываемом в Баварии.
Выставка объединила историю и географию, мифы и науку, древние экспонаты и новейшие технологии. Крошечные печати-цилиндры III тысячелетия до н. э. вращает в 3D голографическая пирамида. И все же, собираясь в ГМИИ, не забудьте лупу!