Медный всадник на распутье

Какой сценарий выберут для возрождения «Ленфильма»?

В начале сентября в Министерстве культуры определят, что делать с «Ленфильмом», который в последние годы славен не столько снятыми лентами, сколько скандалами и слухами о распродаже всего и вся.

То, что происходит сейчас с «Ленфильмом», напоминает агонию. Большая киностудия с вековой историей, с десятками премированных фильмов сейчас практически перестала функционировать. На «Ленфильме» нет денег, нет современной техники, все павильоны в плохом состоянии. Снять здесь фильм — что совершить подвиг. Над умирающим плачут режиссеры Алексей Герман-старший и Александр Сокуров, которые работали на «Ленфильме» во времена процветания, хотят его возродить и требуют на это денег у государства. Тут же снуют бизнесмены из сериальной кинокомпании «Всемирные русские студии», которые так и ждут момента, когда «Ленфильм» можно будет купить, на месте павильонов в центре Петербурга соорудить гостиницы и рестораны, а саму студию превратить в лавчонку для съемок дешевых сериалов. А тут и судебные приставы, требующие оплаты счетов (7 млн рублей за коммунальные услуги и охрану), и кредиторы с претензиями на 100 млн рублей...

20 лет на бреющем полете

Упадок «Ленфильма» начался еще в 90-х. «Государство 20 лет не интересовалось судьбой своего предприятия, — рассказывает Андрей Сигле, продюсер и композитор многих фильмов знаменитого режиссера Александра Сокурова. — Когда в 2010 году была впервые выделена субсидия, она пошла не на развитие, а на погашение задолженности по „коммуналке“. При чем здесь государство? В 2003 году „Ленфильм“ стал АО (весь пакет акций остался за государством), при этом потеряв главный источник дохода — коллекцию фильмов. Деньги от всех показов картин, некогда сделанных на „Ленфильме“, стали уходить в казну». Когда возникла угроза существованию студии, был создан Общественный совет, в который вошли сотрудники «Ленфильма», включая Александра Сокурова, Алексея Германа, Константина Лопушанского и Андрея Сигле. Эти люди уже четыре года ходят на встречи в Министерство культуры, но добиться внятных решений пока не получается.

Три мира, три судьбы

Сейчас в Минкульте лежат три концепции развития «Ленфильма». Первая была предложена АФК «Система» несколько лет назад. Компания заявила о стремлении создать российский Голливуд, вложив 7 млрд рублей. Звучит привлекательно, но в этом случае произойдет слияние «Ленфильма» и дочерней компании АФК «Система» «Всемирные русские студии» (RWS). «RWS — хорошая студия, но она создавалась, чтобы снимать телевизионную продукцию. У „Ленфильма“ другие задачи», — убежден Сигле.

Этот план лоббировал Дмитрий Месхиев, который год проработал руководителем департамента культуры Петербурга. Его, режиссера, снявшего несколько фильмов на RWS, такое слияние привлекало. Но Герман и Сокуров пообещали тут же покинуть «Ленфильм». Впрочем, Месхиев месяц назад ушел со своего поста.

У совета директоров «Ленфильма» собственная концепция развития. По словам его председателя Эдуарда Пичугина, его план мало чем отличается от того, что предлагает Общественный совет. Продавать ничего не будут, наоборот: начнут строить новые павильоны (на старой территории) и закупать современную технику. На это потребуется 1,5 млрд рублей. Но в отличие от Общественного совета, который предлагает попросить деньги у государства, директора хотят взять торговый кредит. «Думаю, что просить деньги у народа на возрождение „Ленфильма“ неправильно, — говорит Пичугин. — Лучше построить на них кинотеатры в небольших городах».

В таком контексте отчаянные попытки Сокурова, Германа, Сигле и их единомышленников отстоять «Ленфильм» как студию серьезного кино выглядят наивными. Их план таков: получив 2 млрд рублей, студия за 10 лет вернет государству долг. Для самоокупаемости достаточно 15 кинопроектов в год. Идея красивая, но... Где эти проекты найти и как конкурировать с теми же «Всемирными русскими студиями»? Члены Общественного совета скептикам приводят пример «Мосфильма», возродившегося при грамотном менеджменте.

Фабрика грез?

Впрочем, проблема «Ленфильма» имеет отношение не только к кинобизнесу. Все-таки фильмы Сокурова и Германа — это не коммерческие проекты, а то кино, благодаря которому нашу страну в мире еще считают мыслящей. Кассовые ленты не завоевывают «Золотых львов» — точно так же, как олимпийских чемпионов по тяжелой атлетике не используют при разгрузке мебели. Если государство не станет поддерживать «Ленфильм» — притом субсидиями, а не кредитами, — то мы можем потерять важнейшую для нашей страны кузницу талантов. Важно понимать, что такое киностудия. Это не только павильоны и лакомая земля, где так и тянет воздвигнуть очередные отели. Это фильмы и режиссеры, это эмблема «Ленфильма», которую видят зрители в кинозале перед фильмом. Честное слово, не хочется увидеть эту эмблему — Медного всадника — перед дешевым сериальчиком. Это и будет означать, что «Ленфильм» мертв.