Почему сегодня стоит перечитать «Бесов» Федора Михайловича Достоевского
Через несколько дней после вынесения приговора по делу об осквернении храма Христа Спасителя возникает ощущение, что мы все оказались в Зазеркалье, где кто-то стирает зыбкую границу между добром и злом.
Вот лишь несколько новостей одного дня. Для начала о забавном: «На голову скульптуры «Писающий мальчик», которая является символом Брюсселя, кто-то надел цветную маску из ткани в знак поддержки участниц панк-группы Pussy Riot».
А теперь уже про совсем не смешное: «В городе Балтийске после приговора панк-группе Pussy Riot был подожжен Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота. Через несколько часов полицейские нашли вандалов. Ими оказались два местных жителя 1991 и 1996 года рождения».
«После распила креста в Киеве украинская группа Femen, временно переименованная в треш-группу «Крестоповал», планирует свой первый гастрольный тур по очагам православного деревянного зодчества России, где собирается продолжить борьбу с христианскими крестами».
«Сторонники осужденных за хулиганство в церкви участниц панк-группы Pussy Riot осквернили храм в городе Великие Луки. На стене храма неизвестные преступники написали «Свободу Pussy Biot», допустив ошибку в названии группы».
Очень характерные детали в этих сообщениях – преступники 1991 и 1996 года рождения и ошибка в названии т.н. панк-группы. Тут сразу чувствуется и возраст, и интеллектуальный уровень защитников осужденных хулиганок, и вообще уровень «креатива». А еще чувствуется, что в воздухе явно повеяло бесовщинкой, той самой, которую так тщательно и гениально препарировал великий Федор Михайлович в своем романе «Бесы».
После начала вселенской свистопляски вокруг мятежных «пусек» я стал регулярно открывать эту книгу Достоевского и находить там цитаты, будто для нашего дня писанные: «В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные людишки» или «Его заставили подписаться под двумя или тремя коллективными протестами (против чего – он и сам не знал); он подписался. Варвару Петровну тоже заставили подписаться под каким-то безобразным поступком». А вот еще: «Постойте, бедняжка, дайте я вас перекрещу. Может быть, вас бы лучше связать, но я уж лучше вас перекрещу...»
Действительно, глядя на откровенную бесовщину, весьма профессионально организованную, возникает соблазн перекрестить внезапно впавших в экстаз поклонников «пусек», да и плюнуть, чтобы с глаз долой, – что возьмешь с одержимых?
Однако одержимые, которым, кстати, и словцо придумалось – «пусьриоты», – они ведь меры не знают. Они нахально лезут со своей одержимостью в жизнь нормальных людей, гадят в храмах, как привыкли в интернет-комментах, а теперь еще и перешли к откровенной уголовщине.
Пожалуй, даже среди людей равнодушных не осталось сомнения в том, что истерика «пусьриотов» тщательно спланирована, отлично отрежиссирована и грамотно поставлена. Можно только догадываться, какие силы и средства вложены в этот мегапроект, но цель постановщиков затраты оправдывает.
И часть этой цели достигнута: наше общество расколото на два лагеря – патриоты и «пусьриоты». Мирного исхода из этого раскола уже не будет, поскольку часть нашего общества настолько одержима, что спасти эту часть может только обряд экзорцизма, проще говоря, изгнания бесов.
Вторая часть цели для координаторов «пусьриотского» движения пока недостижима, зато она обозначилась до выпуклой рельефности: новоявленные «атеисты» не бьют ни по каким другим религиям, а исключительно по православию, потому что в нем корни нашего народа, его традиция, его мораль и нравственность.
Нас ломали при помощи военных нашествий, иноземных идеологических «измов», приватизации и разрушения образования. Все было направлено на то, чтобы окончательно оскотинить нас и обратить в тупое потребительское быдло, в какое сегодня методично превращают население «развитых» стран. Но все время оставалась какая-то ниточка, какая-то «военная тайна», которую не смогли выбить буржуины из Мальчиша-Кибальчиша. Это что-то удерживало нас и давало силы на сопротивление. И теперь творцы «нового мирового порядка», похоже, нащупали эту ниточку и обрушили на нее всю свою мощь, все свои сатанинские технологии. И мы прекрасно понимаем, что три дурищи, осужденные за паскудство в храме, всего лишь инвентарь в этих технологиях. Ибо, как писал Достоевский, «если Бога нет, то все можно».
Хочется верить, что нам хватит сил, терпения и мудрости справиться с новой бесовщиной, она ведь не впервой объявляется в наших краях – Федор Михайлович писал свой провидческий роман в 1871–1872 годах, когда увидел и осознал, какой лютый враг вползает в наши души под маской атеизма. Затем было пришествие троцкистов-богоборцев в 20–30-е годы следующего века, которые крушили алтари и душили священнослужителей. Потом в 50–60-е годы церковь мордовал отец оттепели Никита Хрущев. Мы все это пережили, мы и этих переживем.
«Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».
«Если великий народ не верует, что в нем одном истина, если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ».
«Никогда еще не было народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы, и тогда самое различие между злом и добром начинает стираться и исчезать».
«Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца».
«А у кого нет народа, у того нет и Бога! Знайте наверно, что все те, которые перестают понимать свой народ и теряют с ним свои связи, тотчас же, по мере того, теряют и веру отеческую, становятся или атеистами, или равнодушными».