НЕКОРОНОВАННЫЙ КОРОЛЬ

Век ХХ дал миру целую плеяду блистательных представителей шахматного творчества. Назову в первую очередь чемпионов мира, родившихся в прошлом веке, - Михаил Ботвинник (1911-1995), Тигран Петросян (1929-1984), Михаил Таль (1936-1992) и ныне здравствующие Василий Смыслов (1921), Борис Спасский (1937) и Роберт Фишер (1943). С ними в ряду еще одно имя - Пауль Керес (1916-1975), некоронованный король шахмат.

Удивительна спортивная судьба Пауля Петровича. Победа в АВРО-турнире 1938 года, где участвовал весь цвет мировых шахмат: обладатель шахматной короны А. Алехин, экс-чемпионы мира Х. Р. Капабланка и М. Эйве, а также М. Ботвинник, Р. Файн, С. Решевский и С. Флор (какие имена!), сразу сделали молодого эстонского гроссмейстера официальным претендентом на титул чемпиона мира. Но началась вторая мировая война, и матч Алехин - Керес не состоялся...
В послевоенные годы на соревнованиях претендентов Керес с его универсальным и ярким стилем игры и энциклопедическими познаниями в шахматах всегда был в числе главных конкурентов на первое место. Однако каждый раз в это время кто-то из его соперников находился на пике спортивной формы и опережал Кереса. В 1948 году - это был М. Ботвинник, в 1950-м - Д. Бронштейн, в 1953-м и 1956-м - В. Смыслов, в 1959-м - М. Таль, в 1962-м - Т. Петросян, в 1965-м и 1968-м - Б. Спасский!
Заслуги Кереса и его авторитет в шахматном мире были столь велики, что в ФИДЕ от ряда стран поступило предложение дать возможность трехкратному чемпиону СССР, победителю множества элитных соревнований сыграть матч за шахматную корону. ФИДЕ не захотела ломать свой трехлетний цикл розыгрыша первенства мира, который начиная с 1948 года четко действовал на протяжении многих лет, и отклонила это предложение.
Эстонский гроссмейстер тридцать пять лет, с 1938 по 1973 год, был среди звезд первой величины, боровшихся за шахматную корону.
И в жизни, и за шахматной доской он всегда был настоящим интеллигентом и джентльменом. Высокий, стройный, всегда элегантно одетый, с благородными чертами лица, Керес свободно говорил на нескольких языках. Он играл в турнирах, писал книги и превосходные дебютные монографии, отдавал дань композиции, выступал на шахматных олимпиадах в составе сборной команды СССР и был ее капитаном, а затем и тренером. Его любили и уважали. Он обладал тонким, саркастическим, но не обидным для собеседника юмором. Общение с ним было праздником. Таким он оставался до конца своей жизни и таким запомнился мне.