Петр Вайль, журналист из русской службы радио "Свобода", находящейся в Праге, прослеживая наш телеэфир, отметил немало нелепиц, встречающихся в репортажах. Вроде того, что знаменитая Староместская площадь превратилась в море, и собор, находящийся на ней, по самую маковку покрыт водой, а уровень воды во Влтаве вырос в тридцать (?!) раз... Я сам обратил внимание, как, рассказывая о судьбах обитателей пражского зоопарка, наши тележурналисты по нескольку раз на дню меняли историю знаменитого, не раз снимавшегося в кино индийского слона Кадира. То говорили, что он захлебнулся в воде и утонул, то сообщали, будто его из жалости пристрелили. Кадира уже не было в живых, а телеволны слухов о его кончине продолжали бушевать в эфире.
Явный перебор по количеству, отчетливый крен в сторону сенсационности там, где необходимы были сдержанность и негромкое человеческое участие, - таковы вкратце итоги информационной теленедели по линии катастрофизма. Впрочем, претензии к ней значительно увеличатся, если к сказанному добавить еще и то, что осталось в эти семь дней вне поля внимания тележурналистов.
На неделе были две, а то и три даты, которые оказались для нашей новейшей истории чрезвычайно важными, как сейчас принято говорить, судьбоносными. Исполнилось десять лет с начала ваучерной приватизации. Столько же - со дня вспыхнувшей грузино-абхазской войны, поменявшей так много на Кавказе и ставшей одной из причин нынешней напряженности в наших отношениях с Грузией. И, наконец, четыре года разразившемуся в августе 98-го дефолта.
Тщетно было бы искать в информационных выпусках сообщения об этих датах. Тем более их глубокого анализа. В "Дате" (ТВЦ), правда, в длинной череде других годовщин было сказано между прочим и о юбилее ваучера. Ведущие весело вспоминали первоапрельские шутки на эту тему, помещенные в свое время на страницах популярной газеты. Отношение рядовых граждан к метко названной в народе "прихватизации" прозвучало лишь в опросах, проведенных на улицах столицы. Там люди не стеснялись в выражениях.
Журналисты, казалось, могли бы взять реванш в субботнем "Пресс-клубе" (РТР), где они обсуждали эту и сходные с ней темы с политиками и представителями бизнеса. Но и тут газетно-телевизионная братия, будто позабыв, что ее долг - выражать интересы миллионов читателей и зрителей, пустилась подпевать гостям. Такие звонкие формулировки, как "в стране произошла буржуазная революция", "в позднем СССР госсобственности уже не было", "раздав предприятия, государство избавлялось от головной боли", исподволь подводили зрителей к мысли, что "отцов приватизации" можно упрекнуть разве что в нерешительности, с какой те передали нажитое трудом миллионов людей добро в руки кучки ухватистых олигархов. Спасительный титр программы: "Мнения и высказывания участников передачи могут не совпадать с точкой зрения "Пресс-клуба", звучал издевательски: ведь зрителю-то как раз хотелось бы знать эту самую "точку зрения" - авторскую позицию телевизионщиков по такому важному вопросу.
Мне могут возразить: по самым жгучим и болезненным проблемам, тем, где экономика переплетается с политикой, а межнациональные отношения - с межгосударственными, сегодня на телеэкране не очень принято высказываться с былой мерой откровенности и остроты. Не потому только, что в недавнем прошлом медиамагнаты - владельцы телеканалов (увы, с помощью нередко циничных журналистов) пытались острые общественные темы трактовать, обнажать в своих корыстных интересах. Главными рычагами нынешнего кризиса информационно-публицистического вещания ТВ являются, мне кажется, не столько внешние причины, сколько внутренние, собственно телевизионные.
Обратите внимание, какие темы в последнее время превалируют на наших домашних экранах. Телеканалы не жалеют средств и времени на сотые варианты "расследований" жизни и деяний "отца народов", "кремлевской принцессы" (двухсерийная лента о Светлане Аллилуевой под этим названием уже не в первый раз прошла в конце минувшей недели), членов сталинской партийной верхушки и т.п. Все это стоит в эфире рядом с ментовскими сериалами и претендует на то, чтобы выдержать с ними состязание в борьбе за зрителя.
Непременное требование рекордного рейтинга в любых программах губительным образом сказывается, по-моему, на анализе серьезных тем. Их в угоду нетребовательным зрителям сознательно упрощают, придают им черты излишней таинственности, превращая любой материал в примитивный политический детектив. Понятно, что такие сложные и невыигрышные для подобных манипуляций темы, как те, что я обозначил вначале, никак не укладывались в ставшую уже штампом схему. Они требовали кропотливого анализа множества неоднозначных обстоятельств, умения представить в эфире противоположные позиции и в их столкновении попытаться найти путь к истине...
Конечно, много проще рассказывать с экрана историю гибели Кадира. Вот он, хлопая своими громадными ушами, задирает хобот повыше, чтобы не захлебнуться в подступившей воде. А потом исчезает в ней - не то утонувший, не то убитый.